В субботу, 15 октября, исполняется ровно год с момента задержания правоохранительными органами экс-премьера Молдовы Владимира Филата, позднее приговоренного к 9 годам лишения свободы за пассивную коррупцию и извлечение выгоды из влияния. Вердикт первой инстанции оспорен в Апелляционной палате обеими сторонами процесса, обвинением и защитой, поэтому бывший глава молдавского правительства пока продолжает находиться в пенитенциаре №13 до вынесения окончательного приговора.
Как первый в истории Молдовы экс-премьер оказался за решеткой.
Снятие депутатской неприкосновенности
Ровно год назад, на тот момент генеральный прокурор республики Корнелиу Гурин пришел в парламент с сообщением о том, что у правоохранительных органов появились подозрения в отношении экс-лидера ЛДПМ, попросив парламентариев лишить их коллегу депутатской неприкосновенности.
В итоге соответствующее решение поддержали 79 парламентариев – все, кроме либерал-демократов. Сразу после этого в здание парламента прибыли сотрудники Национального антикоррупционного центра (НАЦ) во главе с руководителем структуры Виорелом Кетрару.
В то же время у стен высшего законодательного органа страны оппозиционные силы организовали протест. Митингующие даже заблокировали все выезды из здания, настаивая на том, чтобы Филата арестовали прямо в высшем законодательном органе страны и провели в НАЦ в наручниках.
Автомобилю правоохранительных органов все же удалось уехать незамеченным и доставить Филата в НАЦ без каких-либо инцидентов.
Обыски и предварительный арест
Уверенно проследовав в помещение для допроса в день задержания, Филат еще не подозревал, что следствие решит сразу поместить его в изолятор на 72 часа, подозревая «в пассивной коррупции в особо крупных размерах» и в «извлечении выгоды из влияния с получением ценностей в особо крупных размерах» по делу «Banca de Economii».
Вечером 15 октября 2015 года в доме и в офисе Филата с санкции прокуроров прошли обыски. На следующий день проверки прошли в доме родителей политика в селе Лэпушна.
Тогда же было объявлено об открытии уголовного дела, по которому Филату грозило до 15 лет лишения свободы, штраф до 200 тысяч леев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 10 до 15 лет.
Затем прокуроры обратились в судебную инстанцию с требованием поместить Филата под предварительный арест на 30 дней. Первоначально заседание буюканской инстанции должно было состояться 17 октября, но защита бывшего премьера потребовала «отсрочки» на день, сообщив, что не успела ознакомиться с материалами дела.
Прокурор Адриана Бецишор, которая ведет дело Филата, тогда же сообщила, что при обысках в доме экс-премьера Молдовы обнаружены и изъяты документы, подтверждающие связь с предприятиями, которые фигурируют в деле о нарушениях в «Banca de Economii».
В итоге суд удовлетворил требование стороны обвинения, поместив Филата под арест, который затем постоянно продлевался до вынесения приговора – 27 июня 2016 года.
Судебный процесс и показания коллег-депутатов
Судебные тяжбы по делу Филата продолжались чуть более восьми месяцев. Часть срока предварительного ареста обвиняемый отбывал в изоляторе НАЦ, а затем был переведен в камеру пенитенциара №13.
В тоже время обыски по месту жительства Филата продолжились. В итоге правоохранители изъяли у него банковские карты, оружие, боеприпасы, дорогостоящие часы, флешки и другие предметы.
Параллельно был наложен секвестр на имущество бывшего главы правительства, в том числе на банковские счета, а также арестованы его автомобили.
Показания, как выяснилось в ходе расследования, против Филата давали даже депутаты. Это, в частности, подтвердил и Гурин. Кроме того, Бецишор сообщала, что на обвиняемого писали доносы и высокопоставленные чиновники. Их заявления подтвердили подозрения обвинения.
Голодовка, но ненадолго
За время пребывания под арестом Филат дважды отказывался от приема пищи. Первый раз он сообщил о голодовке 30 ноября 2015 года, сославшись на плохое к нему обращение в исправительном учреждении. Тогда исключительно на воде он продержался ровно две недели.
Департамент пенитенциарных учреждений страны опроверг обвинения стороны защиты Филата, как утверждали адвокаты, в «бесчеловечном отношении». Более того, ежедневно во время продолжительной протестной акции политика осматривали медики. После окончания голодовки, его состояние оценили, как удовлетворительное.
Ряд достоверных источников, в свою очередь, сообщали о том, что в тюрьме экс-премьер, наоборот, пользуется привилегиями.
Во второй раз к такой же форме несогласия Филат решил прибегнуть 31 мая 2016-го, однако перестал есть политик только с 4 июня. На этот раз голодовка завершилась спустя 17 дней – 21 июня.
Приговор зачитан, но слушания продолжаются
В середине лета, 27 июня 2016 года, суд Буюкан вынес Филату обвинительный приговор, лишив его свободы на 9 лет, которые он должен отбыть в пенитенциаре закрытого типа.
Согласно решению первой инстанции, экс-премьера обязали выплатить штраф в размере 60 тысяч леев. Суд запретил Филату занимать определенные должности в течение пяти лет и лишил его высшей государственной награды, «Ордена республики», который он получил из рук президента Николая Тимофти в 2013 году. Также судейская коллегия постановила конфисковать незаконно нажитое Филатом имущество на общую сумму в 791,2 миллиона леев. Полный текст приговора экс-премьера состоит из 271 страницы.
Ни сторона защиты, ни прокуроры не согласились с вердиктом первой инстанции и оспорили приговор еще 13 июля. Сторона обвинения, которая требовала приговорить экс-премьера к 19 годам заключения, считает вердикт первой инстанции «слишком мягким в сравнении с незаконными действиями, совершенными осужденным, нанесшим ущерб гражданам и государству в особо крупных размерах».
При этом первое заседание Апелляционной палаты Кишинева было назначено только на 20 сентября. С тех пор предприняты несколько попыток провести слушания, но на основании различных запросов адвокатов Филата они постоянно переносились. Следующее заседание АП назначено на 18 октября.
До окончательного приговора экс-премьер Молдовы находится в пенитенциаре №13 в Кишиневе, где условия содержания менее суровы, чем в тюрьме закрытого типа.