Молдова подписывает международные правозащитные договора, однако в самой стране ситуация не отвечает их требованиям: адвокаты и правозащитники подвергаются давлению, журналистам отказывают в доступе к информации, а гражданское общество рискует лишиться финансирования. Об этом специальный докладчик ООН по вопросу о положении правозащитников Мишель Форст на пресс-конференции 29 июня по итогам своего визита в Молдову.
Форст находился в Молдове с 25 по 29 июня. В Кишиневе он встретился с чиновниками, судьями, прокурорами, адвокатами, журналистами, а также членами Офиса народного адвоката, правозащитниками и представителями неправительственных организаций. Кроме того, Форст побывал в Тирасполе. На пресс-конференции по итогам визита он рассказал о предварительных выводах по итогам этих встреч.
Сложный контекст
Форст отметил, что его миссия проходила в «достаточно сложном контексте» аннулирования результатов выборов в Кишиневе. «Должен сказать, что журналисты и адвокаты всерьез опасаются, что это решение — угроза для демократических выборов в Молдове. И я хочу выразить свое глубокое беспокойство этим решением, принятым против воли граждан. Это шаг назад в развитии демократических институтов», — уверен Форст.
Двойные стандарты
Спецдокладчик ООН в самом начале брифинга отметил, что молдавские власти по-разному ведут себя на международной арене и дома. По его словам, Молдова подписывает различные международные соглашения в поддержку правозащитников и прав человека, но на ситуации в стране это никак не отражается. «Есть явное несоответствие между голосом Молдовы за рубежом и тем, что происходит внутри страны», — заявил Форст.
Положение правозащитников
Форст пришел к выводу, что молдавское законодательство вполне приемлемо для работы правозащитников. Тем не менее представители НПО и журналисты, с которыми он встречался, говорили об ухудшении ситуации в последнее время. Форст отметил, что правозащитники подвергались оскорблениям и нападкам со стороны властей, особенно за критику решений правительства.
«Когда я говорил с министрами, то попросил передать их коллегам чиновникам, членам парламента и правительства, что обществу необходимо послать четкий сигнал, что правозащитники нужны Молдове, что они не враги, как их выставляют некоторые», — заметил Форст. По его словам, многие правозащитники и гражданские активисты жаловались на то, что в Молдове нет возможности реально влиять на процесс принятия решений, а внедрение многих инициатив происходит непрозрачно.
Доступ к информации
Главной проблемой молдавских журналистов Форст назвал ограничение доступа к информации. Он пришел к выводу, что нынешнее законодательство несовершенно в этой части и позволяет государственным ведомствам не давать своевременных ответов журналистам. Форст считает, что закон должен быть пересмотрен.
Некоторые журналисты, по его словам, сталкиваются и с другими проблемами в работе. «Особенно уязвимы журналисты-расследователи: они становятся жертвами кампаний по очернению, в том числе в социальных сетях», — добавил Форст.
Политическое давление
Форст отметил, что во время его визита в Кишиневе состоялся протест адвокатов против чрезмерного применения превентивных арестов. Он подчеркнул, что акция прошла мирно. Однако, по его словам, во время своей работы адвокаты подвергаются давлению, особенно в случаях, когда защищают оппозиционно настроенных граждан, а также фигурантов громких политических и коррупционных дел. На некоторых из юристов и даже на их родственников заводят уголовные дела, говорится в итоговом отчете спецдокладчика ООН.
Форст добавил, что ему также сообщили о сфабрикованных делах и давлении на судей: некоторым из них угрожают увольнением и уголовными делами, если они не примут определенные решения по политическим делам.
Коррупция
Форст заявил, что «коррупция была лейтмотивом» его встреч в Молдове с адвокатами, членами НПО и журналистами. Большинство жалоб касалось судебной системы и работы прокуратуры. Форст отметил, что в Молдове судебные заседания часто проводятся за закрытыми дверями без всяких на то оснований, а журналистам не дают доступа к судебным решениям.
Ограничение финансирования
Форст сообщил, что многие правозащитники опасаются, что новый закон о неправительственных организациях, одобренный парламентом в первом чтении, может ограничить доступ НПО к иностранному финансированию. Спецдокладчик ООН подчеркнул, что каждая поправка ко второму чтению должна обсуждаться с гражданским обществом.
В Приднестровье
В Приднестровье Форст встретился с членами правозащитных НПО и представителями властей. Основной проблемой там Форст назвал новый закон о деятельности НПО, в котором есть запрет на занятие «политической деятельностью». При этом точного определения этого термина в документе нет. «Работа НПО подразумевает адвокацию, защиту прав, что можно понять как политическую деятельность. Но как тогда защищать права ромов, женщин? Это невозможно», — недоумевал Форст.
По его словам, приднестровские правозащитники также жаловались на то, что подвергаются давлению со стороны приднестровского министерства государственной безопасности (МГБ).