Глава Кишиневского бюро Свободной Европы Василе Ботнару и исполнительный директор Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорь Боцан обсуждают возможную явку жителей левобережья Днестра на предстоящие парламентские выборы.
Свободная Европа: По мере приближения выборов мы все чаще размышляем о таком ресурсе, как приднестровский электорат, –избиратели Левобережья с молдавскими паспортами. Оглядываясь назад и исходя из полученных уроков, скажите, в какой степени этот ресурс уже использовался?
Игорь Боцан: Прежде всего, необходимо принять во внимание тот факт, что молдавская власть, когда она приступила к образованию одномандатных округов, и понятия не имела о том, сколько молдавских граждан с правом голоса могут прийти на избирательные участки в день выборов.
Свободная Европа: Неужели они не знают, сколько молдавских паспортов было выдано?
Игорь Боцан: Нет, это они знают – около 250 тыс. молдавских паспортов. Но нет никаких цифр, пусть и приблизительных, о том, сколько молдавских граждан из Приднестровья могли бы участвовать в выборах.
Свободная Европа: А разве их участие в президентских выборах не может служить ориентиром?
Игорь Боцан: Эта цифра не может стать ориентиром! Но, с другой стороны, необходимо иметь в виду, что всего по результатам восьми избирательных циклов, сколько их было в Молдове с момента провозглашения независимости, в парламентских выборах участвовали около 10 тыс. избирателей из Приднестровья.
Свободная Европа: И рекорд принадлежит Игорю Додону?
Игорь Боцан: Да, в выборах президента участвовали, если память мне не изменяет, 17 тыс. граждан. Но так или иначе, если разделить 17 тыс. на два, потому что у нас же там два одномандатных округа, то получаем 6-7 тыс. избирателей на один округ – и это не идет ни в какое сравнение с нормальными, скажем так, округами на территории Республики Молдова, на правом берегу Днестра. Здесь на округ приходится 50-60 тыс. избирателей!
Свободная Европа: Есть еще опыт украинцев, которые призывали приднестровцев участвовать в выборах президента Украины. Там какая явка была?
Игорь Боцан: Явка очень низкая, зато мы знаем, что приднестровцы активно участвуют в выборах президента Российской Федерации, потому что открываются избирательные участки на территории Приднестровья, и гражданам вполне удобно участвовать в выборах.
Свободная Европа: В общем, не стоит рассчитывать на то, что приднестровцы пойдут голосовать на избирательные участки, открытые на территории Республики Молдова?
Игорь Боцан: Они пойдут, скорее всего, но в пределах обычных показателей – 10-15 тыс. человек. Также есть один очень специфичный момент с Приднестровьем и этими округами – желающие баллотироваться могут собирать подписи в любом избирательном округе. Например, друзья Приднестровья в Гагаузии могут собрать минимум 500 подписей на территории Гагаузии – и обеспечить регистрацию кандидата на выборах по приднестровским округам.
Либералы говорили, что те, кто будут избираться по приднестровским округам, но на правом берегу Днестра, смогут продвигать сепаратизм
Свободная Европа: А как власти непризнанной республики относятся к избирателям, которые хотят принять участие в тех или иных выборах?
Игорь Боцан: Те заявили, что это их право – участвовать в выборах, но добираться до избирательного участка желающим придется за свой счет. Никаких предвыборных мероприятий, избирательных участков, никаких кампаний на территории Приднестровья или сбора подписей не допускается.
Свободная Европа: Но фавориты же у Тирасполя были? Например, в случае Додона у «официального» Тирасполя был явный фаворит…
Игорь Боцан: Наверное, да, но они никогда не показывают, что такие фавориты у них есть. Единственное, что может сделать власть, и не только власть, но и тот же «Шериф», всесильный в регионе, – так это мотивировать определенные категории избирателей принять участие в выборах по так называемым приднестровским округам, чтобы повлиять на общий итог выборов.
На это обратила внимание Либеральная партия Михая Гимпу, либералы говорили, что те, кто будут избираться по так называемым приднестровским округам, но на правом берегу Днестра, смогут продвигать сепаратизм, как это уже было в начале 90-х годов, от имени «народа Приднестровья», располагая соответствующим мандатом…
И не надо забывать: когда была провозглашена независимость Приднестровья, это было сделано от имени депутатов, избранных по приднестровским округам. Правда, депутаты были всех уровней, но, в первую очередь, речь идет о депутатах, избранных в парламент Республики Молдова.
Свободная Европа: Как-нибудь вспомним и поговорим о том, как росли «аппетиты» этих депутатов… Но сейчас я хочу сформулировать противоположный вопрос: лояльные Кишиневу силы – а ведь на левом берегу Днестра есть населенные пункты, которые подчиняются Кишиневу – как-то заинтересованы в участии в политической жизни непризнанной приднестровской республики? Есть ли «пятая колона» Кишинева в Верховном совете Приднестровья?
Игорь Боцан: Не думаю, что можно ставить вопрос таким образом, да и неправильно это, потому что и официальный Кишинев, и мы, граждане Республики Молдова, рассматриваем Приднестровье как составную часть Молдовы. А те, кто принимает участие в выборах приднестровских органов власти, скорее всего, делают это ради того, чтобы выжить.
Свободная Европа: Но если они все равно участвуют, то почему бы Кишиневу не иметь там своего человека?
Игорь Боцан: Никто не мешает молдавским гражданам, которые обладают и приднестровским гражданством, участвовать в выборах в Приднестровье…
Свободная Европа: Я спрашиваю о другом: использует ли Кишинев эту возможность – или, напротив, осуждает принадлежность к непризнанному территориальному образованию?
Игорь Боцан: У Кишинева вообще нет никакой позиции по отношению к этим гражданам, потому что, как я уже говорил, Кишинев считает все Приднестровье составной частью Республики Молдова, пусть и неподконтрольной на данный момент конституционным органам.
Поставки электроэнергии и появление фирмы-прокладки относится как раз к тому времени, когда Влад Филат занимал пост премьера
Свободная Европа: А в самом Приднестровье есть какие-то политформирования, которые выступают за воссоединение с Молдовой?
Игорь Боцан: Наверное, это «Шериф», который прекрасно находит общий язык с кишиневским координатором.
Свободная Европа: По части торговли или политики?
Игорь Боцан: По части торговли, но и, возможно, по части политики тоже. Он же занимается проблемами приднестровских школ с преподаванием на латинской графике, проблемами доступа…
Свободная Европа: В последние дни звучали упреки в адрес Петра Порошенко, который, якобы, несмотря на то, что за спиной у него Луганск с Донецком, прекрасно себе сотрудничает и торгует с Приднестровьем.
Игорь Боцан: Да, как и было всегда… Вряд ли это должно кого-то удивлять. Скажу больше: я не удивлюсь, если однажды узнаю, что эта черная дыра – Приднестровье – была вотчиной олигархов, разбогатевших благодаря возможности заниматься торговлей с непризнанным образованием.
Свободная Европа: Вы имеете в виду и кишиневских олигархов?
Игорь Боцан: Думаю, да, можно говорить и о них. Ведь они признали, что недавний так называемый прорыв стал возможен благодаря их стараниям… Более того, мы видели, что г-н Додон, который ранее заявлял, что приднестровское урегулирование для него является приоритетом, в последнем интервью русскоязычным СМИ признал, что он не располагает абсолютно никакими рычагами. И все, что происходит в процессе так называемого приднестровского урегулирования, происходит с благословления олигархов на обоих берегах Днестра.
Регистрация кандидатов по приднестровским округам возможна, например, в Бельцах, в Гагаузии…
Свободная Европа: Пионером футбольной дипломатии считают Влада Филата. У него тоже были «менее ортодоксальные» отношения с Тирасполем?
Игорь Боцан: Это предположение не лишено оснований! Думаю, были. Не надо забывать, что поставки электроэнергии и появление этой фирмы-прокладки относится как раз к тому времени, когда Влад Филат занимал пост премьера Молдовы.
Свободная Европа: Вернемся к началу разговора. В какой степени приднестровские избиратели (если учитывать их количество и ту поддержку, которую им оказывает Российская Федерация) – в какой мере они могут склонить чашу весов в пользу определенных политических сил на предстоящих парламентских выборах?
Игорь Боцан: Я думаю, что их влияние велико. Нелишне в этой связи вспомнить «золотой голос», который поступил от Илие Илашку, что дало парламенту простое большинство и право на утверждение правительства. Этот голос поступил из Приднестровья, где депутат находился в тюрьме.
Свободная Европа: Позвольте уточнить: вы полагаете, что эта категория избирателей способна подорвать европейский курс Молдовы?
Игорь Боцан: Думаю, да. Потому что сформированному в 1998 году правительству удалось продержаться у власти благодаря одному-единственному голосу, поступившему из Хлиноая. А сейчас Приднестровью официально предоставлено два мандата! Более того, регистрация кандидатов по приднестровским округам возможна, например, в Бельцах, в Гагаузии…
Следовательно, достаточно, чтобы друзья приднестровцев из Гагаузии, те, кто воевал рядом с ними в период провозглашения независимости Республики Молдова, собрали в автономии необходимые 500 подписей – а сделать это не представляет никаких трудностей – и дело сделано! Те уже могут зарегистрироваться в качестве кандидатов от Приднестровья.
Если посмотреть опросы общественного мнения, то нетрудно заметить, что рейтинг социалистов, которые являются сторонниками евразийского вектора, приближается к половине. Иными словами, два мандата плюс еще один мандат в Российской Федерации – уже три! А три мандата – это достаточно серьезно.
Этот момент нельзя обойти вниманием. Хотя если вспомнить «голос Илашку», который тогда поступил из Приднестровья, то ведь он сыграл на руку проевропейским силам…