Парламентская комиссия по правам человека дала отрицательное заключение на законопроект об изменении в Конституции названия государственного языка с молдавского на румынский. Из шести членов комиссии, присутствовавших на заседании, за румынский язык высказался только один из авторов законопроекта — депутат-либерал Ион Апостол. За перепалкой депутатов о названии госязыка наблюдала корреспондент NM Александра Батанова.
В парламентской комиссии по правам человека 29 ноября обсудили законопроект об изменении в Конституции названия государственного языка с молдавского на румынский. В заседании участвовали шесть депутатов из семи: отсутствовала депутат от Демпартии Галина Балмош.
Вице-председатель комиссии, депутат от Либеральной партии Ион Апостол, представляя законопроект, сослался на решение Конституционного суда (КС) о том, что Декларация о независимости Молдовы, в которой государственный язык назван румынским, «является частью Конституции». Он также подчеркнул, что обсуждаемые поправки в Конституцию носят «технический характер», а решение КС обязательно для исполнения.
«Наш долг проголосовать за этот проект», — заявил Апостол.
Секретарь комиссии, депутат от Партии коммунистов Мария Постойко указала Апостолу на то, что законопроект об изменении языка можно рассматривать в парламенте на пленарном заседании парламента не раньше, чем через 6 месяцев после его регистрации.
«В противном случае мы нарушим положения Конституции. Это совсем не технический проект, это серьезные изменения. Где написано, что мы можем голосовать сейчас?» — спросила Постойко.
Апостол возразил, что нигде не написано, что голосовать нельзя. По его словам, законопроект отправило в комиссию постоянное бюро парламента, значит, все вопросы нужно задавать бюро.
«Конституционный суд нарушает Конституцию, теперь и мы должны это сделать?» — продолжила задать вопросы депутат ПКРМ.
Ион Апостол заявил, что никто не вправе обсуждать решения КС.
Председатель комиссии, депутат от Партии социалистов Владимир Цуркан согласился, что законопроект об изменении названия языка нельзя считать техническим.
«Если мы говорим о государстве, народе и истории Молдовы, надо учитывать, что тут живут разные нации и вместе мы — народ Молдовы, а Конституция — верховный закон для всех, и мнение каждого надо учитывать», — отметил Цуркан.
Коммунистка Инна Шупак, комментируя инициативу об изменении языка, самой большой проблемой назвала то, что Молдова — захваченное государство. «Олигархическая мафия захватила и Конституционный суд, решения там принимают по заказу, и мы все знаем, от кого этот заказ исходит», — сказала Шупак. Она считает парадоксальным, что проект изменения в Конституции названия языка «поддержали и те, кто пострадал от захватчиков».
Цуркан заявил, что его тоже удивляет «винегрет из депутатов», поддержавших этот проект, учитывая, что большинство из них пострадали от рук тех, кто стоит за проектом. «Либералы подписали его по другим соображениям, но я считаю, что этот проект только продолжит раскалывать общество», — отметил глава комиссии.
Шупак также выразила мнение, что эта инициатива направлена на разделение общества, а фракция ПКРМ в парламенте «продвигает синтагму молдавского языка», которой придерживается большинство населения Республики Молдова.
Инна Шупак заявила, что если Апостол не верит коммунистам, он может ознакомиться с результатами различных опросов общественного мнения, которые это наглядно показывают.
«Мы не поддержим эти изменения и призываем другие партии отказаться от них», — добавила Шупак.
В ответ Апостол стал корить депутатов за неэтичность, поскольку, по его мнению, представители других этносов не должны указывать, на каком языке нужно говорить в Молдове.
«Вы дискриминируете меня по этническому признаку. Да, я не молдаванка, но я гражданка Молдовы и владею молдавским языком», — ответил ему Шупак.
В споре с коллегами по комиссии Апостол, объясняя, почему государственный язык в Молдове должен называться румынским, заявил, что гагаузский язык — это турецкий язык.
В перепалку вмешался депутат-социалист Федор Гагауз и объяснил либералу, что гагаузский язык входит в тюркскую группу языков.
Председатель комиссии, подводя итоги дискуссии, подчеркнул, что по процедуре законопроект об изменении Конституции нельзя рассматривать раньше июня 2018 года, и предложил перейти к голосованию.
Из шести членов комиссии, присутствовавших на заседании, только Апостол поддержал проект. Инна Шупак, Мария Постойко, Федор Гагауз, Григорий Новак и Владимир Цуркан проголосовали против.
Законопроект об изменении в Конституции названия государственного языка с молдавского на румынский уже получил положительные заключения в комиссии по культуре, образованию, исследованиям, молодежи, спорту и СМИ и комиссии по национальной безопасности, обороне и общественному порядку.
Согласно действующему законодательству, законопроект об изменении в Конституции названия госязыка могут рассмотреть на пленарном заседании парламента только через полгода с момента регистрации документа в парламенте. Чтобы такой законопроект был принят, за него должны проголосовать две трети депутатов, то есть 68 народных избранников.