Адвокатам экс-депутата Кирилла Лучинского отказали в отводе судьи Елены Кожокарь. Ходатайство об отводе было подано, после того как судья отказалась дать адвокатам время на подготовку к защите клиента. Лучинский при этом заявил, что сомневается в беспристрастности суда.
В суде Буюкан 6 ноября продолжилось рассмотрение дела против экс-депутата парламента и бывшего члена Либерально-демократической партии Молдовы Кирилла Лучинского. Бывшего парламентария, добровольно сдавшего свой мандат в начале этого года, обвиняют в отмывании денег и подаче ложных заявлений в декларациях о доходах (в чем именно состоят обвинения и как их комментирует Лучинский, можно посмотреть на видео здесь или прочитать здесь).
Заседание cуда началось с того, что прокурор Еуджен Рурак прочитал Лучинскому пояснения к предъявленному обвинению. На пояснениях настоял Кирилл Лучинский: 2 ноября он представил прокурору список на 11 страницах неясных для него формулировок. Прокурор тогда взял время на подготовку ответов, которые и представил 6 ноября.
Среди прочего Лучинский просил объяснить, какие процедурные акты определили состав инкриминируемого ему преступления, а также тех, кто участвовал в его совершении. Кроме того, обвиняемый интересовался, как он мог участвовать в отмывании денег, если в обвинении не сказано, что он наверняка знал о преступном происхождении средств, а лишь отмечается, что «он должен был знать»
Рурак отметил, что большая часть замечаний относится к тому, что Лучинский не согласен с обвинениями, а не к тому, что ему неясно. По словам прокурора, Кириллу Лучинскому инкриминируют погашение кредита 5 млн леев, взятого в Unibank, деньгами, полученными незаконным путем. Как утверждает прокурор, деньги были выведены из трех банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank.
Говоря о других лицах, фигурирующих в деле, Рурак сообщил, что прокуратура ведет два уголовных дела — по фактам превышения служебных полномочий, мошенничества в особо крупных размерах и отмывания денег. «Эти дела связаны с получением мошенническим путем невозвратных кредитов, и в этих уголовных делах содержится ответ на вопрос, кто совершил эти преступления», — сказал обвинитель.
Кроме того, Рурак отметил, что на основании приговора, вынесенного мэру Оргеева Илану Шору, прокуратура считает, что у денег, поступивших от трех компаний «группы Шора» на счет компании IPA International Project (принадлежит Лучинскому), незаконное происхождение.
Рурак также заявил, что Лучинский должен был знать о незаконном происхождении денег, так как компании «группы Шора» не вели никакой финансовой деятельности, а договоры об оказании консалтинговых услуг, заключенные этими компаниями с фирмой Лучинского, носят фиктивный характер.
«В ходе переговоров с Иланом Шором обвиняемый должен был настаивать на получении денег от компаний, официально зарегистрированных на Шора, а не от офшорных фирм», — подытожил Рурак.
Адвокат Лучинского Георге Ульяновский в ответ заявил, что прокурор уклонился от вопросов, на которые требовались конкретные ответы. Защитник попросил суд предоставить адвокатам и Кириллу Лучинскому время, чтобы подготовиться к защите, учитывая ответы прокурора.
Прокурор Рурак заявил, что в этом нет необходимости и что Лучинский и его адвокаты могут определить стратегию защиты по ходу процесса. После этого судья Елена Кожокарь отклонила ходатайство адвоката как необоснованное, заявив о переходе к следующему этапу судебного процесса — заслушиванию свидетелей обвинения.
Ульяновский с решением судьи не согласился и занес в протокол свое замечание о том, что она отклоняет все ходатайства защиты и удовлетворяет все ходатайства прокурора.
«Вы дали прокурору неделю на подготовку. А нам? Начиная с июня, судья всегда отклоняет наши ходатайства: как прокурор просит — пожалуйста, а как защита — нет. Решайте как хотите, но мы будем делать выводы о позиции председателя судебного заседания. Это просто невероятно — отклонять все ходатайства защиты», — возмутился Ульяновский.
Тем не менее Кожокарь приняла решение продолжить заседание, после чего Ульяновский заявил судье отвод в связи с «обстоятельствами, вызывающими разумные сомнения в ее беспристрастности».
Отвод рассмотрела судья Ольга Черней. Выслушав аргументы адвокатов Кирилла Лучинского и прокурора, она отклонила ходатайство об отводе Елены Кожокарь.
Заседание суда после этого продлилось не больше 10 минут, поскольку свидетель обвинения, который должен был выступить в суде, ушел. Кожокарь перенесла заседание на 8 ноября.
Кирилл Лучинский после заседания заявил, что он и его адвокаты в ходе процесса не слышат объяснений судьи, а их ходатайства просто отклоняют как необоснованные.
«У меня нет никакого доверия к этому суду. С самого начала процесса мои права нарушают. Думаю, мы в ближайшее время выйдем с отдельной позицией по этому поводу и расскажем, почему я считаю этот суд предвзятым», — пообещал Лучинский.
Он рассказал, что на всех пятерых свидетелей обвинения заведены уголовные дела, а трое из них даже были обвиняемыми по тому же делу, что и он.
«Сначала они были обвиняемыми, а спустя месяц вдруг стали свидетелями», — подчеркнул Лучинский.
Экс-депутат отметил, что читал показания свидетелей в материалах своего уголовного дела и считает, что их показания не подтверждают предъявленные ему обвинения.
Напомним, Лучинского задержали 25 мая. С 27 мая он находится под домашним арестом.
Прокуратура по борьбе с коррупцией обвиняет экс-депутата в том, что, будучи управляющим и конечным бенефициаром компаний Toast Delux SRL и IPA International Project Agency, он отмывал деньги через офшоры. Лучинского также подозревают в том, что он не указал в декларации о доходах владение компанией, которая фигурирует в деле о банковской афере.
Кирилл Лучинский неоднократно заявлял, что не считает себя виновным и что его компании не занимались отмыванием денег. Он настаивает на том, что в его деле нет необеспеченных кредитов, а все долги он вернул. Он также удивлен тем, что в его деле появился Banca de Economii, с которым, по словам Лучинского, у него нет никакой связи.