Кого защищает новая редакция закона о внутренней торговле

Супермаркетам и сетям придется научиться делать расчеты: они больше не смогут продавать торговые площади и жить за счет поставщика и производителя. Такое мнение в интервью агентству InfoMarket высказал директор крупного продовольственного предприятия Молдовы, комментируя вступившие в силу с 1 января 2017 года изменения в закон о внутренней торговле, отмечается в комментарии агентства InfoMarket.

Владельцы торговых сетей объединились против изменений в закон. Они дошли до правительства и требуют отмены или как минимум отсрочки новых правил, с последующими послаблениями, а в прессе появились материалы в защиту ритейла. Именно по этой причине мы не назовем ни одного имени поставщика или производителя, которые высказались в поддержку новых изменений.

При желании, обозленные сетевики могут бойкотировать продукцию особо активных защитников новой редакции закона о внутренней торговле. Но практически все местные производители — из молочной, мясной, рыбной отраслей — полностью поддерживают нововведения.

Какие, собственно, изменения произошли?

Во-первых, магазинам запрещено взимать какие-либо выплаты с поставщиков. Во-вторых — магазинам запрещено возвращать нереализованный товар поставщикам продовольственной продукции, и все, что не продано, магазин должен утилизировать самостоятельно. В третьих, с 1 января 2017 г максимальный срок расчета с поставщиком любой продовольственной продукции сокращен с 90 до 30 дней.

Все началось в 2002-2003 гг., когда в Молдову пришла крупная зарубежная торговая сеть. Именно она научила весь сегмент молдавского ритейла, как надо «работать» с поставщиком, и подала пример. Если ты производитель или поставщик и хочешь присутствовать в сети — плати за вход, плати за полку, где выложен твой товар, плати за участие в каталоге и маркетинговые продвижения, поставляй продукцию с дополнительной скидкой от оптовой цены (то есть дай бонусы магазину). А по итогам года выдай ретро-бонусы — дополнительные скидки от объема реализованного товара.

Эксклюзивные данные из договоров между магазином и поставщиком недавно опубликовало издание «Экономическое обозрение»: «Размер скидки от основной цены поставщика (он же бонус) — от 3% до 8% с каждой поставки; процент за услуги по предпродажной подготовке — до 5%; маркетинговые отчисления — 0,5-2% от годового объема продаж, плюс за каждую промоакцию — от 160 евро до 4 тыс. леев; плата за вход в новый магазин — 2 — 5 тыс. леев за каждую товарную позицию; плата за ввод в ассортимент нового наименования — от 400 леев, плата за полку — от 50 евро».

И самое главное — все, что магазин не продал, он мог вернуть поставщику. А точнее — поставщик сам обеспечивал вывоз своего нереализованного товара. Магазин не давал никаких гарантий поставщику и производителю, что продаст их товар. Он заказывал столько продукции, сколько помещается на полках, а не сколько реально может продать. И никаких рисков для ритейла — все, что не продано, поставщик должен забрать.

В крупных сетях всегда царило изобилие товаров, забитые полки и красивые витрины. Только эту «красоту» оплачивал поставщик. За последние 15 лет поставщик и производитель превратились для крупных торговых сетей в бесправных и безмолвных «овец», которых постоянно «стригли» и при этом не гарантировали своевременное «питание».

До сих пор стандартная отсрочка платежа за проданную продукцию составляла 60-90 дней (по некоторым товарным позициям, с длительным сроком хранения и огромной конкуренцией, срок расчета доходил до 1 года!). Торговые сети кредитовались у поставщиков: оформляли свои витрины, строили новые магазины, занимались на эти деньги собственным импортом.

В договорах часто прописывалось, что условия могут меняться в течение года в зависимости от экономической ситуации. И если сам ритейлер начинал импортировать какую-то либо товарную позицию, то конкурентного поставщика он мог на полке «спрятать». И если поставщику это не нравилось, он ничего не мог сделать, разве что добровольно уйти. Вот принцип «сотрудничества» магазина и поставщика, который действовал до 2017 года.

Говоря о магазинах, речь идет о крупных супермаркетах и сетях. Говоря о поставщиках и производителях, мы имеем ввиду продовольственные товары. Реально рассчитывать объемы товаров умеют магазины МАФ (малых архитектурных форм), которые заказывают ровно столько продукции, сколько могут продать. Они давно научились делать расчеты в зависимости от реального спроса. Именно поэтому в таких МАФ-ах — всегда самая свежая продукция. Маленький магазин с небольшими объемами продаж не может себе позволить диктовать условия поставщику, для которого возможная потеря такой точки продажи не будет критичной. Чего не скажешь о крупных сетях. Теперь уже и крупным сетям придется научиться считать и гарантировать поставщику продажи, пусть и в меньших объемах.

Независимые эксперты говорят о том, что вступившие в силу изменения в закон пойдут на пользу местному производителю продовольственных товаров, придадут импульс для его развития. Да, возможно, увеличатся его затраты на дополнительные поставки продукции в магазины — если раньше он делал это один раз в день, то теперь число завозов может увеличиться в несколько раз. Но это точно дешевле, чем замораживать свои деньги на красивых полках супермаркета, обеспечивая торговой точке красивый фейсинг, а потом самому вывозить и утилизировать непроданную продукцию, неся дополнительные убытки.

Есть еще один аспект в практике возврата продукции. Любой, кто мало-мальски разбирается в бухучете, прекрасно понимает, что это — прекрасная возможность уклонения от налогов. Это так называемая неучтенная «серая зона», где часто используются наличные деньги. По некоторым данным возвраты составляли не менее 20% от первоначальной поставки, предприятие-производитель пускал возвратную продукцию в повторное производство без соответствующей уплаты налогов, которые бы он заплатил, приобретая качественное сырье.

Было бы неправильно утверждать, что изменения в законе касаются только взаимоотношений между представителями бизнеса. Они напрямую касаются и потребителя. Производители, получая от магазинов возвраты, для минимизации убытков вынуждены были перерабатывать просроченную продукцию. Из просроченной колбасы производилась другая колбаса, более дешевая и более низкого качества; из просроченной молочной продукции — новые, но менее качественные молочные продукты, из дорогого непроданного хлеба — хлеб дешевый. Таким образом, сильно страдало качество финального продукта на полке.

Теперь у потребителя есть больше гарантий, что продукт, который он покупает, сделан из качественного сырья, а не из просроченной продукции. Ведь у производителя просто не будет просроченного товара и нечего будет заново перерабатывать.

Многие страны давно уже законодательно запретили поборы продавца с поставщика, в некоторых — установлены максимальные скидки для продавца на получаемый товар. И молдавский закон о внутренней торговле, на самом деле, был изменен с учетом рекомендаций, прописанных в европейских директивах. Молдова давно уже подстраивает все свое законодательство под практику Евросоюза.

Что касается крупных торговых сетей, им сейчас придется работать по новым правилам. Практика показывает, что законы, принятые в соответствии с европейскими директивами, даже если они на этом этапе не приносят пользу стране, парламентом не отменяются — внешние партнеры Молдовы не поймут. А данные изменения в закон о внутренней торговле «вредят» только бизнесу крупных супермаркетов и сетей, которые до сих пор торговали площадями и не давали производителю никаких гарантий в том, что его товар будет продан. К тому же теперь с поставщиком продовольственной продукции рассчитаться придется за 30 дней, производитель больше не будет кредитовать сеть и сможет больше средств направлять на свое развитие.

Большинство годовых контрактов на поставки продукции перезаключаются в январе. Но уже к февралю все контракты должны быть заключены, в соответствии с новым законодательством. И вполне можно ожидать, что с февраля в крупных сетях начнутся проверки на предмет соответствия новых договоров действующему законодательству.

С одной стороны, ритейл объединился и продолжает активно бороться за то, чтобы внести в закон новые изменения, с другой — уже ищет замену запрещенным бонусам. Кто-то придумал включить в контракт пункт о взимании с поставщика дополнительных 15% «недополученной прибыли». Кто-то решает возвращать непроданный товар поставщику под предлогом того, что упаковка не имеет товарного вида. Сети ищут способ компенсировать свои потери и что-то им, по всей видимости, удастся; но вряд ли в тех объемах, которые существовали до конца прошлого года.

Новые положения закона о внутренней торговле вступили в силу 1 января и их уже надо выполнять.

Недавние публикации

Cum să creezi și să menții „jocul” în echipă, astfel încât toți...

În multe companii, angajații pur și simplu „vin la muncă”. Formal totul pare în regulă: există taskuri, planuri, rapoarte....

De ce angajații refuză să-și planifice acțiunile și cum să lucrați cu...

În multe companii, managerul spune: „Faceți planuri de acțiuni: ce veți face pentru a ajunge la rezultat”. Angajații aprobă,...

Inteligența artificială în business: cui îi este cu adevărat necesară și cum să o implementezi corect

Subiectul inteligenței artificiale este astăzi peste tot. Unii vor „să atașeze urgent o rețea neuronală”, alții caută „prompt-engineeri”, iar...

Как создать и поддерживать “игру” в команде, чтобы все были вовлечены

Во многих компаниях сотрудники “ходят на работу”. Формально всё нормально: задачи есть, планы есть, отчёты есть. Но внутри —...

Не пропустите

Вам может понравиться