Латвийский банк ABLV, причастный к молдавской «краже века», принял решение о начале процесса самоликвидации. Это означает, что банк сам сможет выбрать человека, который будет влиять на процесс возвращения долгов клиентам, сообщает ВВС.
26 февраля банк сообщил о решении внеочередного собрания акционеров. «Банк считает, что таким образом лучше всего сможет обеспечить защиту своих активов, чтобы рассчитаться со всеми клиентами», — говорится в его официальном заявлении. Из этого следует, что банк сможет защищать активы и влиять на расчет со всеми клиентами посредствам назначения ликвидатора.
Согласно латвийскому закону о кредитных учреждениях, в случае самоликвидации собрание акционеров назначает ликвидатора. А вот в случае банкротства ликвидацию проводил бы администратор, назначенный судом.
«Принимая во внимание те процессы неплатежеспособности и ликвидации, которые проходили в Латвии до сих пор, считаем это решение самым правильным из всех возможных», — говорит председатель правления банка Эрнест Бернис.
«Банк в хорошем финансовом положении, поэтому мы должны заботиться о каждом клиенте и защите его интересов, — продолжает Эрнест Бернис. — Решение сложное, но в данных обстоятельствах уместное».
Европейский центробанк объявил о ликвидации банка ABLV 24 февраля, в субботу. Это решение было обосновано проблемами с ликвидностью. По оценкам ЕЦБ, состояние ABLV оказалось нестабильным: банк, скорее всего, не справился бы со своими обязательствами.
Отток капитала из кредитного учреждения начался после того, как Сеть по предотвращению финансовых преступлений (FinCEN), являющаяся подразделением Минфина США, заявила, что ABLV связан с отмыванием денег, сделками коррупционеров из России и Украины, а также торговлей оружием с Северной Кореей. В итоге из банка были выведены 600 миллионов евро.
Сразу после этого ABLV обратился за помощью к латвийскому государству. В итоге Банк Латвии предоставил кредитному учреждению заем в размере 297,2 млн евро под залог ценных бумаг. Именно эту помощь в качестве реальной причины своего задержания назвал президент Банка Латвии Илмар Римшевич. Он был задержан 18 февраля, через пять дней после публикации заявления FinCEN. Правоохранительные органы подозревают его в вымогательстве и получении взятки размером более 100 000 евро.
ABLV Bank фигурирует в отчете Kroll, посвященном сомнительным транзакциям Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank, в результате которых из трех банков был выведен $1 млрд. Банк позволил использовать свои счета для предоставления кредитов физическим и юридическим лицам из Молдовы. Эти средства пошли на покупку Unibank и Banca Socială.