«Не может быть два налога на одно имущество» — Вячеслав Негруцэ

В 2016 году вступил в силу новый закон о налогообложении владельцев более дорогих квартир. По различным причинам, его оспаривают не только те, кто подпадает под его действие. Почему именно – беседуем с бывшим министром финансов Вячеславом Негруцэ.

Свободная Европа: Г-н Негруцэ, этот новый налог касается не всех граждан, а лишь владельцев недвижимости класса люкс. Тем не менее, с точки зрения справедливости и корректности налогообложения – как вы оцениваете его? Налог введен по инициативе действующего министра финансов Октавиана Армашу?

Вячеслав Негруцэ: По сути, это не налог на элитную недвижимость, потому что точных ссылок на это в этом новом фискальном изобретении Республики Молдова нет. Речь идет об имуществе в строгом соответствии с этим новым разделом Налогового кодекса – имуществе жилого назначения, которое отвечает двум критериям: общей площадью свыше 120 кв. метров и кадастровой стоимостью более полутора миллионов леев.

Известно, что существует жилье площадью и свыше 120 кв. метров, но в нем могут проживать и две, и три семьи, и я не уверен, что в этом случае можно говорить о квартире класса люкс.

Но мне хотелось бы уточнить несколько моментов: во-первых, с этим изобретением – явная проблема, потому что он касается одного и того же предмета налогообложения. В Молдове действует налог на недвижимость, который граждане платят в бюджеты местных органов власти, мэриям. Новый налог на имущество затрагивает тот же предмет налогообложения, с той лишь разницей, что погашается он в госказну.

В этом случае налицо двойное налогообложение, а такой практики быть не должно. Второй момент, связанный с новым налогом на недвижимость, состоит в том, что все, что касается налогообложения собственности, имущества, недвижимости, – относится к компетенции и фискальным интересам местных властей. Здесь же опять поступления в госбюджет, нарушается принцип финансовой децентрализации. Есть и другой важный момент, который состоит в том, что минфин обязан защищать принципы справедливого налогообложения, и не допускать двойного налогообложения.

Свободная Европа: Значит, чтобы этого двойного налогообложения не было, минфину следовало бы сперва подумать, как вывести эту категорию владельцев дорогой недвижимости из общего списка плательщиков налога на недвижимость? Или как принято поступать в подобных случаях?

Вячеслав Негруцэ: Не может быть два налога на одно имущество: один налог идет в местную казну, другой в госбюджет.Подобные вещи необходимо исключить из законодательства. Эта новая глава Налогового кодекса – налог на недвижимость – противоречит теории и международной практике налогообложения. Если хотели обеспечить дополнительные поступления в бюджет – если цель нововведения состояла именно в этом, то минфин должен был позаботиться о правильной оценке недвижимого имущества, которым владеют граждане.

Еще один важный момент: само понятие имущества, включенное в этот раздел, крайне ограничено. Потому что в самом законе – в смысле данной главы, даже не Налогового кодекса, сугубо в смысле этой главы – имущество там определяется как «недвижимость жилого назначения», и все. Но ведь имущество состоит не только из жилья, это могут быть и другие объекты нежилого назначения, но они новым законом не охвачены.

Свободная Европа: Например, автомобили класса люкс. Или что вы имеете в виду?

Вячеслав Негруцэ: И автомобили класса люкс, и банковские счета, и акции в компаниях в Республике Молдова или за рубежом, акции и имущество в офшорах… Ведь имущество – это понятие гораздо более широкое, чем недвижимость жилого назначения.

Свободная Европа: Почему разработчики закона не подумали об этих видах имущества? Может, налогообложение было бы куда более сложным?

Вячеслав Негруцэ: Я думаю, они просто решили пойти по наиболее простому и популистскому пути.

Свободная Европа: А есть ли уверенность в том, что под налог подпадает именно категория наиболее состоятельных граждан?

Вячеслав Негруцэ: К сожалению, нет такой уверенности. Теоретически, под новый налог подпадает дорогая недвижимость. Но в действительности все может быть по-другому. Потому что в одной квартире могут проживать две семьи и больше, родители с детьми, внуками. С этой точки зрения и речи не может быть о таргетированном обложении дорогого имущества, скорее, наоборот. Срок погашения налога истек 25 декабря, вскоре будут озвучены первые данные, а мои оценки указывают где-то на 30 млн леев – максимум, на которые можно рассчитывать в результате введения этого дополнительного налога. И можно не сомневаться, что вокруг этой процедуры возникнут споры, потому что нарушен ряд принципов, и люди вправе обратиться в суд на предмет конституционности этого положения закона.

Свободная Европа: В Конституционный суд должны обратиться граждане?

Вячеслав Негруцэ: Да. Те, кто видит ущемление своих прав в результате введения подобного налога, через парламентского адвоката могут обратиться с запросом в Конституционный суд. Кроме того, и местные власти могут это сделать, так как нарушены права местных органов управления.

Свободная Европа: Если я вас правильно понимаю, вы считаете, что те, кому пришли квитанции на уплату налога, сначала должны его погасить, а потом уже выяснять, что к чему?

Вячеслав Негруцэ: Бесспорно. Потому что 25 декабря истек срок погашения налога, а любой гражданин должен соблюдать закон, должен сохранить все документы, подтверждающие факт погашения этого налога, и впоследствии попытаться добиться справедливости в соответствующих инстанциях, уполномоченных рассматривать соблюдение законных норм, в том числе, в Конституционном суде.

Свободная Европа: Известно, г-н Негруцэ, что подавляющее большинство чиновников (взять хотя бы судей) владеют недвижимостью через подставных лиц – родственников, друзей… Насколько можно быть уверенным в том, что закон не обойдет своим вниманием эту категорию?

Вячеслав Негруцэ: Закон, и в случае этого налога на имущество, и налога на недвижимость принимает в расчет и этот вариант с подставными лицами. Потому что в центре внимания находится объект недвижимости как таковой. Он зарегистрирован в той или иной форме, пусть и на подставных лиц, и подлежит налогообложению. Другое дело, что нередко те, кто находится у власти или работает в судебной системе, вообще не регистрируют свою недвижимость в бюро технической инвентаризации.

Свободная Европа: Иными словами, их недвижимость как бы висит в воздухе?

Вячеслав Негруцэ: Именно так. Люди живут в домах, которых по документам не существует.

Свободная Европа: И много такой недвижимости?

Вячеслав Негруцэ: Незарегистрированных объектов недвижимости очень много. Под Кишиневом множество просторных домов, построенных без авторизации, без разрешения на строительство, они – вне закона и вне налогообложения. Вот на них-то и должна сосредоточить свое внимание власть, должна выявлять незарегистрированную недвижимость и облагать ее налогом. А не допускать двойного налогообложения, о котором мы говорили чуть выше.

Свободная Европа: Как вы объясняете тот факт, что изначально власть говорила примерно о 3,5 тыс. человек, подпадающих под этот закон, а сейчас, как показывают последние цифры, Налоговая служба направила лишь около 2 тыс. уведомлений об уплате налога?

Вячеслав Негруцэ: Знаете, такого рода налог порождает определенные процессы, в том числе, и на рынке недвижимости, а также какие-то движения со стороны владельцев такой недвижимости. Например, за полгода энное количество владельцев могли разделить дом на два отдельных объекта недвижимости – такие варианты не исключены. В результате, возникли два отдельных объекта недвижимости, которые не подпадают под новый налог.

К сожалению, новое положение не до конца продумано, оно порождает определенные процессы. Не исключаю, что в перспективе будут возникать и другие довольно интересные явления, продиктованные новым налогом. Недвижимое жилое имущество нажито, скажем, пять, десять или пятнадцать лет назад, оно не генерирует доходы, это просто жилое пространство. С этой точки зрения человек, который раз в год должен заплатить 13 или 15 тыс. леев, принимает определенные меры – чтобы защитить себя от таких выплат. Вот вам и объяснение ситуации.

Свободная Европа: Вы назвали новый налог «фискальным изобретением». Действительно ли это – новинка, которая нигде больше не применяется?

Вячеслав Негруцэ: Это изобретение в том смысле, что опрокидывает принцип исключения двойного налогообложения. Мы имеем двойное налогообложение, которое существует благодаря этому налогу на недвижимость, что нарушает принципы децентрализации и налоговых компетенций центральных и местных органов власти.

Это изобретение, потому что оно не обсуждалось в обществе, оно просто было вброшено в публичное пространство как налог на дорогую недвижимость – и все. И еще один момент, связанный с 2016 годом: закон вступил в силу 1 июля, речь идет о шести месяцах, но налог применяется в ретроактивном режиме, он включает также период с 1 января по 1 июля, что также является нарушением принципа справедливости налогообложения. В данном случае, поскольку закон вступил в силу 1 июля, его нужно было начислить за 6 месяцев, а не за 12 месяцев.

Свободная Европа: Конституционный суд – это единственная инстанция, куда могут обратиться граждане, которые считают, что по отношению к ним допущена несправедливость?

Вячеслав Негруцэ: Да, но сделать это они могут не в индивидуальном порядке, а только через тех, кто вправе оспорить в Конституционном суде такого рода законы. Это депутаты парламента, это правительство (хотя правительство не станет этого делать), это парламентский адвокат – и еще местные власти, которые сейчас имеют право обращаться в Конституционный суд.

Свободная Европа: Что, по вашему мнению, произойдет в дальнейшем с этим налогом?

Вячеслав Негруцэ: С моей точки зрения, основанной на международной практике налогообложения, налог на имущество – в той форме, в которой он существует сегодня – не имеет права на существование. Его необходимо отменить. Граждане вправе защищать свои права.

Самый большой риск связан с тем, что на фоне инфляции, на фоне девальвации лея возможно, что речь пойдет не о трех или двух тысячах объектов недвижимости, их количество может вырасти до 100 или 500 тыс., иными словами, почти все граждане станут субъектами неправильного и несправедливого налогообложения. И в этом случае недовольство будет расти, потому что вся недвижимость станет предметом такого противоправного налогообложения.

Речь идет о праве гражданина защищать свои собственные интересы в случае, когда государство допускает фискальное злоупотребление. А эта норма закона представляет собой фискальное злоупотребление, и ситуацию нужно срочно исправлять.

Недавние публикации

Când mobilitatea devine prioritate, RENTO este răspunsul

Într-o capitală aglomerată, cu un ritm de viață alert și agende mereu încărcate, timpul este o resursă neprețuită. A...

Cinci situații în care doar un buchet de trandafiri te poate salva

Viața este imprevizibilă. Poate că nu ai avut timp pentru aniversare, ai încurcat ziua de naștere sau te-ai trezit...

Как выбрать автозапчасти: советы эксперта

Подбор автозапчастей — задача, от которой зависит надежность работы автомобиля. На рынке представлены как оригинальные запчасти, так и их аналоги. Неправильный выбор может привести к...

«Фарба-Групп» – все для ремонта и отделки объектов

Представить себе современное строительство без качественных материалов крайне проблематично. Именно они обеспечивают комфорт на объекте, создавая необходимые предпосылки для...

Не пропустите

Как заказать товары с Amazon с доставкой в Молдову с помощью сервиса NP shopping

Amazon — это один из крупнейших интернет-магазинов в мире,...

Consist Capital отзывы: можно ли доверять брокеру?

Инвесторы, которые вкладывают деньги в финансовые рынки, находятся в...

Вам может понравиться