Группа молдавских экспертов подсчитала, что нынешняя цена на газ для потребителей завышена. Они требуют снизить тариф на 30%, так как заложенная в нем закупочная цена на газ выше фактической. По их подсчетам, переплата потребителей за два года составила 1,5 млрд леев. В Национальном агентстве по регулированию энергетики (НАРЭ) говорят, что ждут данных от операторов, но отмечают, что в последние три квартала цена на газ росла, сообщает Newsmaker.
Несколько экспертов в энергетике провели 18 января пресс-конференцию, на которой представили свои расчеты и аргументы о необходимости снизить тарифы на газ на 30%.
Так, Серджиу Унгуряну уточнил, что сейчас потребители платят за 1 кубометр газа 6,138 леев. При этом в тариф заложена средняя стоимость на импорт газа 4194 лея за 1 тыс. кубометров, то есть $199,7 при курсе 21 леев за доллар. Фактическая цена импорта составляла 3887 леев в 2016 году и 2997 леев в прошлом году. Таким образом, разница за два года составила около 1,5 млрд леев (объем закупаемого газа Молдовой — примерно 1 млрд кубометров в год). «Это отклонения — деньги, которые мы заплатили сверх фактических расходов Moldovagaz на закупку газа», — сказал Унгуряну.
По словам Сергея Тофилата, только за счет этой разницы молдавские потребители ежемесячно переплачивают Moldovagaz около 85 млн леев. «Сейчас тарифы должны снизиться на 30%. Если подождать до октября, то тогда цены должны снизиться уже на 45%», — сказал Тофилат. Он не исключил, что тарифы на газ могут существенно снизить как раз в октябре, и перед выборами на этом сыграют демократы. «Демпартия занимается электоральной кампанией за спиной потребителей», — пояснил Тофилат.
По подсчетам экспертов, общая переплата за последние пять лет, даже с учетом потерь газового оператора после девальвации лея в 2015 году, составила около 458 млн леев. Это может помочь снизить тариф еще на 8,3%.
Эксперты потребовали у Национального агентства по регулированию в энергетике (НАРЭ) провести публичные слушания о пересмотре тарифов и представить информацию об использовании денег, полученных в результате отклонений.
Глава НАРЭ Тудор Копач в беседе с NM сказал, что для определения цены на газ в первом квартале этого года оператор, то есть Moldovagaz, должен предоставить им отчет. «Учитывая все нюансы, отрицательные и положительные отклонения, мы уже должны реагировать. […] Они должны представить годовые отчеты и свое видение цены на этот год, чтобы мы взяли это в расчет», — сказал Копач.
Он отказался комментировать оценки экспертов, сославшись на то, что «они берут курс формально», а регулятору нужны официальные данные. «Последние три квартала идет рост цен на газ, и в первом квартале этого года ожидается рост цен на него. Мы должны все учесть, а не просто взять курс [валют] и разделить», — заметил Копач.
В Moldovagaz получить оперативный комментарий NM не удалось. Пресс-секретарь предприятия Дойна Делеу потребовала направить письменный запрос, подписанный редактором издания, на почтовый адрес компании: Кишинев, ул. Албишоара 38. Комментарии по телефону или e-mail там отказались давать.
В августе, напомним, глава Moldovagaz Василе Ботнарь говорил NM, что компания собирается направить в НАРЭ заявку о снижении тарифов на газ. По словам Ботнаря, основные причины пересмотра тарифов — низкая закупочная цена на газ в первом полугодии 2017 года и снижение курса доллара по отношению к лею. Председатель правления компании добавил, что в представленных регулятору расчетах учтут базовые расходы компании и финансовые отклонения (потери из-за резкой девальвации лея несколько лет назад) за предыдущие годы.
Насколько может быть снижен тариф, Ботнарь не стал тогда говорить, посоветовав обратиться в НАРЭ.
Последний раз тарифы на газ в Молдове пересматривали в январе 2016 года: тогда их снизили почти на 11%. Примечательно, что НАРЭ это сделало в обстановке строгой секретности — за закрытыми дверями. Эксперты тогда говорили о нарушении закона и опасном прецеденте.
Снижение тарифов объясняли падением закупочной цены на газ и отменой «поправки Фурдуя» (благодаря этому в расчет тарифа вновь включили доходы от транзита газа).