Успехи, достигнутые в переговорном процессе между Кишиневом и Тирасполем в конце 2017 года, не принесут в ближайшем будущем никаких ощутимых результатов для разрешения приднестровского конфликта. При этом олигарх Влад Плахотнюк будет эксплуатировать надежду на дальнейший прогресс в приднестровском вопросе, чтобы взамен получить поддержку Запада. К такому выводу пришел специализирующийся на Молдове эксперт варшавского Центра восточных исследований Камиль Цалус, опубликовавший в журнале New Eastern Europe очередную аналитическую статью о Молдове, сообщает Newsmaker.
Успехи и планы
18 ноября после подписания соответствующего соглашения премьер-министр Молдовы Павел Филип и «президент» непризнанной республики Вадим Красносельский вместе открыли мост через Днестр у Гура Быкулуй. Мост, который является важнейшим транспортным коридором, связующим две территории, был разрушен во время молдавско-приднестровского конфликта в 1992 году и отремонтирован в начале 2000. Тем не менее, до недавнего времени по политическим причинам (претензии приднестровской стороны) мост оставался закрытым для передвижения.
Неделю спустя в Бендерах молдавский вице-премьер по реинтеграции Георге Бэлан и глава «министерства иностранных дел» Приднестровья Виталий Игнатьев подписали другие четыре соглашения. В них Молдова признает дипломы, выданные приднестровским госуниверситетом им. Шевченко, упрощается функционирование молдавских школ [на левом берегу Днестра], возобновляется прямое телефонное сообщение между двумя берегами и узаконивается мобильная связь в Приднестровье, а молдавские фермеры получают доступ к своей земле, которая находится под контролем сепаратистских властей.
Два дня спустя, 27 ноября, в Вене впервые почти за два года прошли международные переговоры в формате 5+2. Во время встречи две конфликтующие стороны официально подтвердили то, о чем договорились ранее. Они также заявили о готовности решить ключевые вопросы в течение последующих месяцев. Речь идет о введении стандартной процедуры регистрации автомобилей для Молдовы и Приднестровья, что позволит автомобилям, зарегистрированным в Приднестровье, выезжать за пределы Молдовы.
В то же время молдавские СМИ сообщили, что Кишинев планирует опубликовать свое видение урегулирования приднестровского конфликта. По данным прессы, план подразумевает официальное признание румынского языка вместо молдавского как одного из трех официальных языков Приднестровья (это было в первой версии документа, в дальнейшем этот пункт, по имеющейся информации, убрали — NM), вывод российских войск из региона и замену их на международную гражданскую полицейскую миссию.
Реинтегрируй и властвуй
Успешное разрешение приднестровского вопроса особенно важно для Молдовы и еще более важно для олигарха Влада Плахотнюка, который, по сути, контролирует молдавское правительство и парламентское большинство. Формально он всего лишь глава номинально проевропейской Демократической партии.
Плахотнюка обвиняют в превращении Молдовы в захваченное государство. К нему с подозрением относятся в большинстве европейских столиц. Таким образом, успех в Приднестровье значительно улучшит его имидж в глазах Запада (в особенности ЕС и США). Взамен Плахотнюк надеется на то, что Запад закроет глаза на его растущее злоупотребление властью и влиянием, в особенности в свете недавней сомнительной смены избирательной системы в угоду партии Плахотнюка.
Получение большей легитимности со стороны Запада также важно для Плахотнюка в Молдове. Его партия заявляет, что она — единственная проевропейская, и что только она способна противостоять пророссийским силам. Плахотнюк пугает проевропейский электорат тем, что пророссийские социалисты придут к власти, и это его основной способ получить голоса для своей непопулярной партии.
Успех Плахотнюка в приднестровском вопросе также может быть серьезным ударом по имиджу Додона и социалистов, которые ведут это направление. Несмотря на то, что Додон с ноября 2016 предпринимает какие-то шаги, ему не удалось найти ни одного компромисса. По сути, его отношения с сепаратистскими властями за последние месяцы ухудшились.
Пристальное внимание местных СМИ к успехам в приднестровском конфликте также сыграло на руку Плахотнюку. Некоторые всерьез полагают, что проведение встречи в Бендерах именно 25 ноября было попыткой отвести внимание общества от возможной критики Молдовы на саммите Восточного партнерства, который прошел днем ранее.
Борьба Приднестровья за выживание
В последние годы приднестровский регион переживает сильнейший за всю историю экономический кризис. Военный конфликт на Украине, финансовый кризис в Молдове и сокращение финансирования из России ухудшили ситуацию. В результате к власти пришла самая влиятельная бизнес-структура региона — холдинг «Шериф». В парламенте доминирует партия «Обновление», она служит политическим орудием «Шерифа», а «президент» Вадим Красносельский — прямой проводник интересов «Шерифа».
Новые руководители региона, будучи де-факто бизнес-структурой, заинтересованы в улучшении экономической ситуации в регионе, в основном, чтобы увеличить свои собственные доходы. В то же время они заинтересованы повысить качество жизни жителей региона, чтобы укрепить свою электоральную поддержку и стабильность. Подписанные договоры соответствуют этим четко поставленным целям.
Также стоит отметить, что власти сепаратистского региона в своей риторике подчеркивали, что эти компромиссы — не прелюдия к присоединению к Молдове. Наоборот, они представляли это как прагматичный шаг для облегчения жизни жителей региона. В то же время успехи в переговорном процессе в формате «5+2» выгодны и России. Кремль сможет это использовать в контексте Минского протокола по Восточной Украине как доказательство доброжелательности России и как четкий сигнал Западу о том, что, если все стороны открыты к компромиссу (Кишинев в случае Приднестровья и Киев в случае Донбасса), можно достичь стабильности в регионе.
Но, к сожалению, нынешний подъем в переговорном процессе не принесет в ближайшем будущем никаких ощутимых результатов для разрешения конфликта. Непривычная активность и повышенный интерес Молдовы к этому вопросу — не более чем внутренний гамбит. Этот гамбит рассчитан на достижение краткосрочных внутренних и внешних результатов для правительства и лично Плахотнюка. Нужно понимать, что в последующие недели процесс сближения с Приднестровьем замедлится. И хотя подписанные соглашения вероятнее всего реализуют, публикация правительственного видения разрешения приднестровского конфликта вызовет критику Тирасполя и России. Таким образом, Молдова сможет переложить ответственность за возможный затор в переговорах на Приднестровье и Россию.
Вдобавок, президент Додон будет тормозить дальнейшие обсуждения особого статуса Приднестровья. 29 ноября президент заявил, что не согласен с предложенным проектом разрешения приднестровского вопроса, хотя этот проект правительство еще не обнародовало.
В результате переговоры «5+2», скорее всего, затянутся на несколько месяцев, продолжая оставаться удобным прикрытием реальных проблем. Тем не менее Плахотнюк будет продолжать эксплуатировать надежду на дальнейший прогресс в приднестровском вопросе, чтобы взамен получить хотя бы малейшую поддержку западных партнеров.