В МВД по указанию премьер-министра Павла Филипа проводят внутреннее расследование. Поводом стал скандал, разгоревшийся вокруг штрафа, выписанного водителю такси за наклейку на автомобиле против повышения цен на топливо. Полиция расценила ее как «неавторизованную рекламу». Хотя расследование не завершено, в ведомстве уверены, что полиция действовала по закону, хотя, возможно, и слишком строго. Эксперты говорят, что обоснование штрафа незаконно и, хотя таксист штраф уже заплатил, деньги можно вернуть.
Почему МВД начало внутреннее расследование?
Министерство внутренних дел начало внутреннее расследование после скандала, связанного с водителем такси, которого оштрафовали за наклейку на стекле автомобиля о том, что он выступает против повышения цен на топливо. Об этом глава МВД Александру Жиздан заявил после заседания правительства. Он признал, такое поведение недопустимо, а ведомство запоздало с реакцией. «Мы будем очень внимательно следить за этим делом. Это единственный случай, и нет никаких указаний штрафовать тех, у кого есть такая наклейка. […] Закон не предусматривает наказания за что-то подобное», — сказал Жиздан.
Заявление Жиздана прозвучало, после того как об этом случае во время заседания кабмина заявил премьер Павел Филип. «Никто не отменял свободу выражения мнений в Республике Молдова, напротив, мы придерживаемся новых конвенций и корректируем законодательные рамки. Я прошу рассмотреть этот случай, что произошло, почему были приняты такие меры», — сказал Филип.
Примечательно, что Жиздан упомянул, что его сразу же проинформировали об этом случае, то есть глава МВД знал о нем до заседания кабмина.
Как оштрафовали таксиста?
Скандальная история с таксистом началась еще 1 июня. Как рассказал NM сам пострадавший, таксист службы 14222 Вадим Тодоров в тот день наклеил наклейку на заднее стекло своего рабочего автомобиля службы такси. На наклейке изображен человек, который прикладывает к виску пистолет от бензоколонки. Ниже была надпись: «Я против повышения цен на топливо». «Картинку нашел в интернете, через 999.md нашел тех, кто их распечатывает. [Кроме такси, одну] наклеил на собственную машину, а еще три отдал другим водителям», — говорит Тодоров. На следующий день, 2 июня, он отправился на протест, проходивший в центре столицы, однако позднее автомобиль понадобился его напарнику. Его имя таксист не называет, ссылаясь на то, что тот не хочет публичности.
Полиция оштрафовала именно напарника. «Полиция остановила его под предлогом того, что на него были жалобы о том, что он якобы находился за рулем под воздействием наркотиков. Повезли в [наркологический диспансер] на Петру Рареш 32, там он прошел освидетельствование. Они увидели, что нет никаких признаков [наркотиков] и начали придираться к «неавторизированной рекламе», — говорит Тодоров.
После этого напарник позвонил ему, и Тодоров подъехал на место и стал снимать происходящее на видео. Короткий ролик, опубликованный на Facebook, стал вирусным. Всего за несколько дней его просмотрели свыше 180 тыс. человек.
В итоге водителя оштрафовали на 300 леев по ч. 2 статьи 228 Кодекса о правонарушениях. Она предполагает штраф для машин, которые ездят «с техническими неисправностями или за «несанкционированное размещение на транспортных средствах рекламы». «Я сразу заплатил штраф, так как нужно было работать. У меня есть кредит, неохота было ждать, опротестовывать. Они сняли с машины номер, и я не стал опротестовывать решение», — говорит водитель такси.
Сейчас он продолжает работать в такси на этом автомобиле. Тодоров говорит, что и дальше продолжит участвовать в протестных акциях. «Хотим, чтобы снизили цены, ну не до 14-16 леев, но чтобы была нормальная цена. Вот повозмущались в Facebook, цены снизились, значит, могут что-то сделать, а могли все просто так оставить», — отметил таксист.
Что сказали в МВД?
На следующий день после заявления Жиздана в пресс-службе МВД NM сообщили, что проведут расследование, но считают, что полицейский не превышал полномочия. «Полиция в этом случае не нарушила закон, так как законодательство на самом деле не допускает подобные наклейки на стеклах в автомобилях такси (речь не идет о частном автомобиле). Здесь вопрос в процедурах, речь о том, что полицейские могли быть более лояльными, [так как это протест] и ограничиться предупреждением. В любом случае будет расследование, и министр сообщит о его результатах», — отметили в пресс-службе МВД.
Оправдывая действия полицейских, в ведомстве ссылаются на закон о рекламе. В частности, на определение рекламы как «публичной информации о лицах, товарах (работах, услугах), идеях или начинаниях (рекламная информация, рекламный материал), призванной вызывать и поддерживать интерес к ним неопределенного круга лиц, способствовать их реализации и повышению престижа производителя», а также на статью 8, согласно которой реклама не должна «вызывать панику, содержать элементы, побуждающие к насилию, агрессии, опасным действиям, способным нанести вред здоровью людей или угрожающим их безопасности». Наконец, заключают в МВД, в 18-й статье указано, что «ограничения размещения рекламы на транспортных средствах определяют только органы, уполномоченные контролировать безопасность движения».
Какова реакция экспертов?
Глава ассоциации рекламных агентств Молдовы Галина Забловская считает формулировку МВД «странной». «Водитель протестует против повышения цен. На мой взгляд, это не реклама, он не призывает что-то покупать [или не покупать], и это не имиджевая реклама. К какой категории ее можно отнести? Разве что к социальной рекламе. Но закон, на который ссылаются в МВД, регулирует только коммерческую рекламу и не касается социальной и политической рекламы», — говорит Забловская.
Адвокат Promo-Lex Вадим Виеру также считает, что наклейка не может считаться рекламой. «Это форма протеста и квалифицировать это как рекламу — абсурдно. Это незаконная интерпретация полицейского. Подобные наклейки были и раньше: люди возмущались качеством дорог и другими госуслугами», — сказал Виеру, добавив, что не имеет значения, частный ли это автомобиль или работает в службе такси, если компания, оказывающая услуги такси, не против этой наклейки.
Также адвокат добавил, что даже если водитель оплатил штраф, «это не значит, что он признал вину». «Есть процедура возврата этих денег. Решение о штрафе можно обжаловать в суде в течение 15 дней. Вот если водитель его не обжалует, то получится, что он согласен с административным наказанием», — сказал Виеру.