Почти шесть десятков новых автомобилей скорой помощи так и не добрались до Молдовы, хотя власти обещали, что они прибудут до конца июня. Компания Autoritate Grup, выигравшая тендер на поставку скорых, объяснила задержку переходом производителя на новый экологический стандарт. Власти пока никак не комментируют ситуацию. Между тем, тендер, который проходил в конце прошлого года, затянулся на несколько месяцев, оброс исками в Агентство разрешения споров, а его результаты дважды отменяли.
Поставка
О том, что 59 автомобилей скорой помощи пока так и не прибыли в Молдову, сообщил портал Sanatate. Речь идет о 69 машинах для Национального центра догоспитальной скорой помощи (НЦДСП), первые 10 из которых доставили в Молдову еще в апреле. Это автомобили ГАЗ модели «Соболь», которые производит российское предприятие «Промышленные технологии». Общая стоимость закупки — 51,7 млн леев.
Тендер на их поставку в конце прошлого года выиграла компания Autoritate Grup. За пять лет, по информации Mold-street, компания выиграла около 40 тендеров на общую сумму 76,8 млн леев. В основном, речь шла о поставках медоборудования и медикаментов.
В НЦДСП на запрос Sanatate о причинах задержки не ответили. При этом ранее, отвечая на запрос, там заверили, что все автомобили прибудут в Молдову до конца июня.
Генсекретарь министерства здравоохранения, труда и соцзащиты Борис Гылка, который в апреле представлял прессе первые десять скорых, сообщил, что ничего не знает о том, почему задерживается поставка остальных.
Глава компании Autoritate Grup Василе Куку объяснил задержку переходом ГАЗ на новый экологический стандарт — Euro 5. «Для этого необходимы новые шасси, партию которых они ждут», — уточнил Куку и заверил, что Autoritate Grup «отлично вписывается в оговоренные в контракте сроки поставки — 120 рабочих дней». «Наш прогноз был — конец мая, а министерство распространило информацию, исходя из нашего прогноза. Первые скорые были по стандарту Euro 4, а, начиная с 20-й машины, будут уже по стандарту Euro 5», — уточнил Куку. При этом он не смог точно ответить , сколько автомобилей уже доставили в Молдову, но сказал, что остальные прибудут в течение 10 дней.
Ранее, отметим, в Autoritate Grup сообщили, что уже доставили 21 автомобиль.
Тендер
Между тем поставка этих скорых успела обрасти множеством вопросов, а тендер на их закупку — исками и скандалами. Определить победителя тендера комиссии удалось только с третьей попытки.
А первый тендер состоялся в августе. Заявки на участие в нем подали две компании — Autoritate Grup и Eximotor. В Eximotor уверяют, что, исходя из тендерного задания, было понятно, что речь идет об автомобиле «Соболь», дилером которого они являются, поэтому и решили участвовать в тендере. Eximotor предложил общую цену закупки 31 млн леев, а Autoritate Grup — 38 млн леев. Однако НЦДСП тендер аннулировал, пояснив, что представленные оферты «невозможно сопоставить из-за разных технических и/или финансовых решений».
Повторный тендер объявили в конце августа. О желании участвовать в нем заявили уже три компании — Eximotor, Autoritate Grup и Orhei Lada Service. Однако через месяц на заседании тендерной комиссии выяснилось, что условия тендера изменились, и речь идет не только об автомобилях, но и о медоборудовании. В Eximotor утверждают, что ничего не знали об этих изменениях, поэтому подали жалобу в Нацагентство разрешения споров, которое и аннулировало тендер.
Позже Eximotor обжаловал в Нацагентстве и третий тендер, потребовав разделить тендерные лоты на автомобили и оборудование. Тендер обжаловала и Decebal Impex: они были недовольны тем, что по условиям тендера машины надо было доставить в течение 15 дней, что нереально. Кроме того, тендерные требования были составлены чересчур подробно, что, по мнению Decebal Impex, было сделано явно в пользу одного из конкурентов.
Тендерные требования, отметим, среди прочего, включали: марку принтера, высоту салона, габариты надписей «Скорая помощь», материал, из которого изготовлен проблесковый маячок, месторасположение переднего шкафа (слева), в нем к тому же должно было быть несколько отделений, и он должен был закрываться на ключ. Было также указано, что внутренний нагреватель должен быть не тяжелее 4,5 кг.
В Национальном агентстве разрешения споров жалобы компаний удовлетворили частично: предписали НЦДСП «прояснить документацию», а о разделении тендеров на машины и оборудование ничего не сказали.
NM не удалось получить комментарий в Decebal Impex: там сообщили, что с редакцией свяжутся инженеры, которые занимались проектом, но к моменту публикации материала инженеры не позвонили..
А компания Eximotor в итоге решила не участвовать в третьем тендере. И пожаловалась в Наццентр по борьбе с коррупцией на то, что тендерное предложение составлено так, что под него подходили только автомобили российского предприятия «Промышленные технологии». При этом, как указано в жалобе компании, когда ГАЗ по их просьбе обратился в «Промышленные технологии» с предложением поставить оборудование для автомобилей «Соболь», им отказали.
Однако НЦБК в декабре прошлого года ответил, что не нашел в действиях рабочей группы «нарушений, которые могли бы стать началом уголовного расследования».
В «Промышленных технологиях» на него не ответили.
В Национальном центре догоспитальной скорой помощи все обвинения отвергают. Там настаивают, что последний тендер прошел без нарушений, и уверяют, что тендерное задание не было составлено под одного производителя: «Указанные технические параметры подходят для многих марок автомобилей, например, Mercedes Benz, Volkswagen, Fiat, Peugeot, Opel, Citroen, Ford и др.». Объединение двух лотов (автомобилей и оборудования) там объяснили европейскими нормативами, согласно которым необходимо соблюдать «стандарты качества и безопасности». В ведомстве также утверждают, что своевременно уведомили об этом всех участников тендера.
В Autoritate Grup обвинения в сговоре также отрицают. «Не было такого. В [последнем] тендере участвовала и другая компания, предложившая автомобили «Соболь», но их предложение было на 12 млн леев дороже», — пояснили в Autoritate Grup, отметив, что официально им никто о жалобах не сообщал, а заказчик, то есть НЦДСП, никаких претензий не имеет. «Мы хотели, чтобы все было качественно. Поэтому перед поставкой отвезли представителя НЦДСП на производство, он указал на некоторые нюансы, которые учли и исправили», — рассказали в Autoritate Grup. Там также подтвердили, что скорые помощи закупают у российской компании «Промышленные технологии», а дополнительное оборудование импортируют отдельно из других стран и растаможивают в кишиневском аэропорту.