«В северной и центральной Европе на свалку свозят менее 3% отходов». Интервью с советником ЕС по окружающей среде

Кишинев уже много лет безуспешно пытается решить проблему утилизации бытовых отходов. «Мусорный вопрос» в очередной раз обострился нынешней весной, когда жители Бубуечь отказались пропускать мусоровозы на местную свалку. Однако стратегического решения проблемы власти пока не нашли, договорившись с жителями Цынцарен вновь открыть местный полигон, законсервированный семь лет назад. Корреспондент Newsmaker Ольга Гнаткова поговорила с советником ЕС в области окружающей среды Светланой Жековой о том, сталкиваются ли европейские страны с подобными кризисами, можно ли их избежать, а также о синдроме «не в моем дворе» и о том, как превратить мусор в ценный ресурс.

Возможна ли в европейских городах такая ситуация с мусором, которая сложилась в Кишиневе? Или проблема отходов в Европе давно решена?

Проблема отходов сегодня — один из важнейших вызовов из-за стремительного роста населения в мире. Недавно Всемирный банк выяснил, что ежегодно в мире производится до 1,3 млрд тонн мусора (около половины – в развитых странах). Ожидается, что к 2025 году эта цифра вырастет вдвое.

И ситуация в Кишиневе — не исключительный случай ни для Европы, ни для мира. Мой родной город София в 2004-2009 годах сталкивался с ней несколько раз. В 2007 году несколько месяцев в таком состоянии были Афины. Испанский город Малага пережил мусорный кризис в марте этого года. И примеры я могу продолжить.

Главный урок в том, что и власти, и жители должны осознать, что управление отходами требует более комплексных решений, чем просто сбор и сваливание мусора. Неважно, как много полигонов мы построим: их никогда не будет достаточно, если отходы не будут утилизировать и перерабатывать. Такие кризисы — действительно вызовы, но это также возможность изменить видение проблемы и сосредоточиться на более устойчивом управлении отходами. Решающую роль в этом должны играть местные власти и гражданское общество. Только с их участием кризисные меры, принятые правительством, смогут принести пользу населению.

Я думаю, что нынешняя ситуация в Кишиневе дает Молдове именно такую возможность, если внедрить Национальную программу управления отходами. Партнеры по развитию предложили Кишиневу несколько приемлемых с экономической точки зрения решений, которые предполагают закрытие свалки в Бубуечь. Все они рассматриваются на правительственном уровне, что уже свидетельствует о шаге вперед в разрешении этого кризиса. Но чтобы предотвратить такие кризисы в будущем, закрытие свалки должно рассматриваться как часть комплексной программы управления отходами в Кишиневе.

Насколько важно мнение местных жителей при выборе места для мусорного полигона? В ситуации с коммуной Бубуечь получилось, что 8 тыс. жителей этой коммуны «завалили» мусором город с населением 800 тыс. человек.

Мнение местных жителей при строительстве новых объектов — любых, которые могут повлиять на здоровье, окружающую среду и качество жизни, имеет решающее значение. Это ключевые европейские законодательные нормы, которые Молдова стремится соблюдать в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС.

Директивы ЕС, касающиеся оценки воздействия на окружающую среду отдельных проектов и программ (EIA), стратегическое соглашение по защите окружающей среды (SEA) или такие инициативы как Circular Economy Package и другие документы предполагают, согласно Орхусской конвенции, вовлечение всех заинтересованных сообществ в принятие решений.

«В северной и центральной Европе на свалку свозят менее 3% отходов». Интервью с советником ЕС по окружающей среде

Фото: eu-advisers.md

Вовлечение граждан на раннем этапе принятия решений — это мощный инструмент достижения согласия между властями и обществом по вопросам развития. Это помогает предотвратить недовольство и даже протесты уже после того, как были сделаны значительные вложения в проект. Кроме того, проведенные правильно и вовремя публичные консультации помогают избежать кризисов, потому что люди и власти обмениваются мнениями и принимают общее решение. И тогда некого винить.

Как в ЕС решают подобные конфликты?

Где бы люди ни сталкивались с перспективой строительства поблизости от них мусорного полигона, реакция обычно одна и та же — «не в моем дворе!» (not in my back yard!). Этот ответ называется NIMBY syndrome. Такую реакцию вызывают образы с кучами мусора, из которого в воду и почву попадает зловонная жидкость, угрожающая здоровью. Раньше эти опасения были оправданы. Но даже при том, что во многих странах по-прежнему есть проблемы (включая некоторые страны ЕС), сегодня технологии ушли далеко вперед.

Для NIMBY нет универсального решения. Как видно из упомянутых примеров, мусорный кризис — обычное дело для стран ЕС. Но так или иначе, очевидно, что преодолеть NIMBY легче там, где мусор сортируют, и есть продуманный план управления отходами, позволяющий постепенно отказываться от свалок. Например, в северной и центральной Европе на свалку свозят менее 3% муниципальных отходов (в Бельгии, Дании, Германии, Австрии, Швеции, Нидерландах). У них гораздо меньше шансов столкнуться с этим синдромом, чем у стран восточной и южной Европы, которые отправляют большую часть отходов на свалку.

Вывод очевиден: чем лучше мы управляем отходами и чем больше их утилизируем и перерабатываем, тем меньше наши решения зависят от NIMBY и тем менее чувствительны мы становимся к потенциальным мусорным кризисам. Какова бы ни была причина синдрома, это повод напомнить нам, что простой сбор и складирование мусора — уже не решение. И поэтому, рискуя повториться, подчеркну, что этого можно добиться только информированием и вовлечением граждан в принятие решения на основе согласия.

В чем, по-вашему, основные проблемы c переработкой и сбором мусора в Молдове?

Трудности, с которыми сталкивается Молдова, ничем не отличаются от тех, которые возникают во многих странах ЕС при внедрении новой системы управления отходами, основанной на европейских стандартах и требованиях законодательства. К ним можно отнести неразвитые услуги управления отходами в городах, недостаток оборудования для сбора и транспортировки мусора в деревнях, отсутствие систематического раздельного сбора мусора и систем переработки, отсутствие достоверных данных о количестве отходов и доле их переработки, а также низкий уровень осведомленности населения об этой проблеме.

«В северной и центральной Европе на свалку свозят менее 3% отходов». Интервью с советником ЕС по окружающей среде

Фото: eu-advisers.md

Главные последствия неправильного менеджмента отходов — это загрязнение грунтовых и поверхностных вод и почвы, что сказывается на здоровье людей и эффективности сельского хозяйства. Страдает и туризм. На первый взгляд, звучит пугающе. Но опыт других стран — как развитых, так и менее развитых — доказывает, что все это решаемо настолько, насколько для этого есть политическая воля и готовность общества.

До сих пор в Молдове не было качественного планирования и правильных законов, чтобы сдвинуть неразвитую систему управления отходами с мертвой точки. Но это изменилось с принятием Национальной стратегии управления отходами на 2014-2027 годы, а также долго ждавшего промульгации закона «Об управлении отходами». Более того, были разработаны три секторальные стратегии для трех регионов развития — Севера, Центра и Юга, и уже завершены восемь исследований о возможностях этих зон. Новый закон вводит базовые принципы ЕС — «мусорная иерархия» и «загрязнитель платит», а также ставит цель переработки широкого спектра материалов — от упаковки до электроники. Он также дает законные основания для «расширенной ответственности производителей», что может принести в систему деньги и позволит достичь поставленных целей.

Это много, и это достигнуто всего за несколько лет. Планирование и закон уже есть, время перейти к их воплощению. Внедрение новой политики в этой области обычно трудное путешествие, где власти отмечают определенные вехи, но настоящая движущая сила — люди (бизнес, НПО, каждый гражданин). Вот почему следующий и очень важный шаг в этом путешествии — добиться единства политической и общественной воли, и проводить кампании, рассказывающие о рисках и возможностях этой отрасли.

Может ли в молдавских условиях переработка и сортировка мусора стать прибыльным делом? Ведь строительство мощных перерабатывающих заводов требует больших затрат.

Я не вижу, почему нет. Приведенные мной примеры показывают, что молдавские условия не слишком отличаются от других стран того же размера, уровня развития или политического бэкграунда. И более того, последнее исследование Европейской комиссии о раздельном сборе мусора поставило на первые места столицы новых стран-членов ЕС — Любляну (Словения) и Таллинн (Эстония): в них перерабатывается 55,4% и 47,2% мусора соответственно. Эти же две страны были названы в Zero Waste Europe лучшими в Европе в том, что касается предотвращения образования мусора и переработки мусора. Эти примеры показывают, что переход от старой системы к более умному управлению отходами может пройти относительно быстро, без продолжительного периода адаптации. Для того, чтобы считать мусор не проблемой, а возможностью преобразовывать ресурсы, нужно изменение менталитета.

Конечно, управление отходами — одна из сфер, требующих активных инвестиций, но она также входит в число обладающих большой потенциальной выгодой, что делает ее привлекательной для частных инвесторов. Более того, уже есть финансовые механизмы, которые могут привести дополнительные средства в систему. Устойчивое управление отходами и переработка дают возможности для экономического развития и создания рабочих мест. У обеих этих индустрий в ЕС годовой оборот составляет €137 млрд, и вместе они создают больше 2 млн рабочих мест. Переработка позволяет экономить энергию и ресурсы, например, получать золото или платину из электроники или биогаз, образующийся при разложении органических отходов.

«В северной и центральной Европе на свалку свозят менее 3% отходов». Интервью с советником ЕС по окружающей среде

Фото: eu-advisers.md

Если коротко, выгоды эффективного управления отходами сегодня очевидны и доказаны на практике. Это история о том, какой выбор мы делаем и как доносим его до остальных. Главное — понять, что хорошее управление отходами — это жизненно важный элемент в экономике, находящейся на пути устойчивого развития и эффективного использования ресурсов. У Молдовы есть возможность перевести свою экономику на эти рельсы, если она сейчас сделает правильный выбор.

Как власти могут мотивировать людей сортировать мусор? Многие считают невозможным в небольших квартирах держать по два-три мусорных ведра.

Сортировка мусора не может быть мотивирующей сама по себе, если она не является частью более глобальной политики по управлению отходами. Сортировка — только часть пазла. У вас должна быть система раздельного сбора мусора и возможности для соответствующей его переработки. Потому что нет ничего менее мотивирующего, чем понимание, что весь отсортированный мусор отправляется на общую свалку. Внедрение эффективной системы, которая даст экономические результаты и превратит мусор в ценный ресурс — это то, что могло бы постоянно мотивировать людей сортировать мусор.

Какие условия Соглашения об ассоциации в сфере защиты окружающей среды Молдова выполняет, а какие нет? Как, по-вашему, менялась ситуация в этой области за последние несколько лет?

Защита окружающей среды всегда была одной из самых сложных отраслей в странах, которые находятся в процессе сближения с ЕС. С одной стороны, это связано с большим объемом и всеохватностью законодательства в этой сфере — более 100 законодательных актов в восьми секторах. С другой стороны, с его сквозным характером — законодательство ЕС в сфере окружающей среды тесно переплетается с политикой в сфере энергетики, сельского хозяйства, транспорта, промышленности и т.д.

Соглашение об ассоциации предусматривает принятие Молдовой более 40 законодательных актов в этой сфере. Но именно из-за сложности этого сектора более трети запланированных действий находятся в зоне ответственности министерства окружающей среды и его ведомств. Думаю, что уже многое сделано. С точки зрения разработки стратегий, почти все предусмотренное выполнено. Правда, такие важные вопросы, как качество воздуха, управление отходами и химикатами до сих пор требуют значительных усилий по улучшению законодательства. Но тем не менее, эти лакуны в 2016-2017 годах постепенно заполнялись.

Надеюсь, что эта тенденция сохранится: знаю по опыту, что юридическая перестройка — самая «простая» часть процесса. Внедрение и соблюдение новых законов требуют сильных институтов. Возможно, недавно запущенная реформа правительства решит этот вопрос. Сфера защиты окружающей среды, со все ее сложностью, подразумевает огромную ответственность профильных институтов и постоянный анализ в свете новых требований. И я твердо верю, что там, где есть воля — есть путь.

Недавние публикации

Când mobilitatea devine prioritate, RENTO este răspunsul

Într-o capitală aglomerată, cu un ritm de viață alert și agende mereu încărcate, timpul este o resursă neprețuită. A...

Cinci situații în care doar un buchet de trandafiri te poate salva

Viața este imprevizibilă. Poate că nu ai avut timp pentru aniversare, ai încurcat ziua de naștere sau te-ai trezit...

Как выбрать автозапчасти: советы эксперта

Подбор автозапчастей — задача, от которой зависит надежность работы автомобиля. На рынке представлены как оригинальные запчасти, так и их аналоги. Неправильный выбор может привести к...

«Фарба-Групп» – все для ремонта и отделки объектов

Представить себе современное строительство без качественных материалов крайне проблематично. Именно они обеспечивают комфорт на объекте, создавая необходимые предпосылки для...

Не пропустите

Как заказать товары с Amazon с доставкой в Молдову с помощью сервиса NP shopping

Amazon — это один из крупнейших интернет-магазинов в мире,...

Consist Capital отзывы: можно ли доверять брокеру?

Инвесторы, которые вкладывают деньги в финансовые рынки, находятся в...

Вам может понравиться