Владимир Сокор: «У Москвы и Тирасполя нет никаких поводов протестовать»

Премьер-министр Молдовы Павел Филип и президент Украины Петр Порошенко открыли в понедельник, 17 июля молдавско-украинский пункт пропуска «Кучурганы-Первомайск». Это первый совместный КПП на приднестровском сегменте госграницы. До конца года Кишинев и Киев планирую ввести аналогичный режим пропуска еще на 12 КПП. Тирасполь и Москва расценивают эти намерения как «новый виток экономической блокады», тогда как Украина и Молдова уверяют, что введение совместного контроля облегчит жизнь и компаний, и жителей Приднестровья. Сложившуюся ситуацию в интервью Свободной Европе комментирует аналитик Владимир Сокор.

Свободная Европа: Обсудим один только вопрос, связанный с приднестровским урегулированием. В качестве отправной точки предлагаю заявление премьер-министра Павла Филипа, который сообщил, что до ноября будет найдено решение по демаркации границы в районе Днестровской плотины. В понедельник он вместе с Петром Порошенко принял участие в официальном открытии совместного КПП «Кучурганы-Первомайск». Наблюдатели полагают, что Кишинев и Киев намерены ускорить решение приднестровской проблемы. Вы разделяете эту точку зрения?

Владимир Сокор: Можно только приветствовать и аплодировать все более тесному сотрудничеству между Кишиневом и Киевом. Но это только одна сторона вопроса. Конфликт в Приднестровье, конфликт между двумя государствами – Российской Федерацией и Республикой Молдова, конфликт на территории Республики Молдова не будет решен в краткосрочной перспективе. Возможно, даже в среднесрочной перспективе эта задача нереальна.

ЕС стал главным экономическим партнером приднестровских производителей

Сегодня нет никаких благоприятных условий для решения проблемы в обозримом будущем. Тирасполь не более чем ширма, за которой пытается – правда, безуспешно – спрятаться Москва. Установление совместного КПП на приднестровском сегменте молдавско-украинской границы – шаг очень важный. Это первый контрольный пункт такого типа. Я имею в виду введение еще нескольких таких постов.

Свободная Европа: Это намерение Кишинева и Киева подвергается жесткой критике со стороны, прежде всего, Приднестровья, а также влиятельных политиков Российской Федерации. Они считают эти действия «новым витком экономической блокады» региона.

Владимир Сокор: Протесты Москвы и Тирасполя безосновательны. Более того, у них нет никаких оснований включаться в полемику, так как это их не касается. Приднестровские товаропроизводители получили возможность вести экспорт как через территорию Украины, так и через территорию Молдовы, как на Россию, так и, в особенности, на Евросоюз.

ЕС стал главным экономическим партнером приднестровских производителей. Я не говорю «главный экономический партнер Приднестровья», Приднестровье не является субъектом международного права, и Евросоюз является главным импортером товаров приднестровских производителей, которые проживают в Приднестровье, на территории Республики Молдова.

Положительная динамика товарооборота приднестровских производителей с Евросоюзом, естественно, продолжится. В последнее время эта тенденция развивается по нарастающей. Еще Украина дала добро товарным потокам приднестровских производителей по своей территории в сторону Одессы. Эти торговые потоки не представляют собой никакой проблемы.

История с блокадой – чистая демагогия, ничего общего с реальностью…

Опасения Москвы и Тирасполя вызваны другим. Тем, что Республика Молдова и Украина подтверждают не только на словах, но и на деле свой суверенитет на приднестровском участке общей границы. Там Приднестровье не будет больше играть главную роль, контроль будут осуществлять Молдова и Украина – с молдавскими пограничниками, расположенными на территории Украины.

Это и прецедент в пользу Украины в том, что касается российско-украинского конфликта на Донбассе, где российские силы, а также местные сепаратисты контролируют украинско-российскую границу на донбасском сегменте. Они контролируют этот участок границы по обе стороны и хотят сохранить его в случае политического урегулирования конфликта на Донбассе. Поэтому шаг, который сделала Украина вместе с Республикой Молдова, является прецедентом против намерений России сохранить свой контроль по обе стороны донбасского участка украинско-российской границы.

Свободная Европа: По совместному молдавско-украинскому контролю договоренность была достигнута еще в 97-м году. С тех пор прошло два десятилетия. Почему Тирасполь так раздражает сегодня открытие этого КПП? И почему так реагирует Российская Федерация? Я имею в виду и декларацию Госдумы, принятую в первых числах июля, когда российские парламентарии заявили, в частности, что Кишинев и Киев вводят блокаду приднестровского региона.

Владимир Сокор: История с блокадой – чистая демагогия, ничего общего с реальностью…

Свободная Европа: Отреагировал и Игорь Додон. Он сказал, что попытки давления, с любой стороны, будут иметь обратный эффект в деле решения приднестровского вопроса. И глава государства неоднократно повторял, что значительного прогресса в процессе урегулирования можно достичь только в рамках взаимного компромисса.

Владимир Сокор: Г-н Додон крайне нетерпелив по причинам внутренней политики, по предвыборным мотивам, в первую очередь. Он очень желает найти рецепт реинтеграции левого берега Днестра с остальной Республикой Молдова, а непреклонность Москвы и Тирасполя не дают ему возможности ускорить этот процесс. Г-н Додон надеется заручиться поддержкой приднестровских избирателей. Думаю, ожидания тщетные.

В случае, если приднестровские депутаты войдут в парламент Молдовы, они стопроцентно не поддержат Партию социалистов. Они создадут собственную фракцию и будут руководствоваться собственными интересами. И договорятся на крайне жестких условиях с Партией социалистов или любой другой партией. Поэтому г-н Додон очень недоволен тем, что Москва поощряет Тирасполь выдвигать Молдове неприемлемые условия.

Г-н Додон ошибается, когда говорит о нейтралитете Республики Молдова, не требуя при этом вывода российских войск

Свободная Европа: Но какой взаимный компромисс можно найти сегодня между Кишиневом и Тирасполем, чтобы сдвинуть воз с места?

Владимир Сокор: Формула г-на Додона о взаимном компромиссе очень туманна. Но когда он сказал в Голерканах, что попытки давления с любой стороны контрпродуктивны и будут иметь обратный эффект, он однозначно имел в виду Москву: что Москва поощряет Тирасполь, в частности, протестовать против установления совместного погранично-таможенного молдавско-украинского поста.

Г-н Додон поддержал открытие совместного контрольного поста, несколько месяцев назад на встрече с г-ном Красносельским он подчеркнул, что установление этих постов не обернется никаким ущербом для экономики Приднестровья. Иными словами, в дискурсе г-на Додона проскальзывают нюансы, он начинает проявлять признаки раздражения и нетерпения в связи с бескомпромиссной позицией Москвы.

Свободная Европа: Когда он говорит о переговорах с Тирасполем, что они возможны лишь на принципах нейтралитета Республики Молдова, кому он адресует свой посыл? Ведь когда-то и Россия настаивала на гарантиях нейтралитета Молдовы.

Русская показуха не имеет никакой легитимности и политики России не изменит

Владимир Сокор: Разумеется, Россия выдвинула условие нейтралитета еще во времена президента Воронина. Россия привыкла выставлять все новые и новые условия. Г-н Додон искренне убежден, что Молдова должна быть нейтральным государством.

Свободная Европа: Но Россия свою армию не выводит, несмотря на то, что принцип нейтралитета заложен в Конституции?

Владимир Сокор: Да, правильно. И г-н Додон ошибается, когда говорит о нейтралитете Республики Молдова, не требуя при этом вывода российских войск – как предварительного условия нейтралитета. В этом ошибка главы государства. Надеюсь, он ее исправит. Это настолько очевидная, настолько и непрофессиональная ошибка, так что, надеюсь, советники г-на Додона настоят на ее исправлении.

Свободная Европа: Госдума 7 июля проголосовала за сохранение российской группы войск в восточных районах Республики Молдова…

Владимир Сокор: Да, это русская показуха, которая, я бы сказал, не имеет никакой легитимности и политики России не изменит. Это, по сути, свидетельство бессилия России. Россия вынуждена прибегать к таким ничего не значащим жестам для того, чтобы напомнить Молдове: у России там есть войска. Других рычагов влияния на Молдову у России нет, поэтому она вынуждена прибегать к таким фейерверкам.

Свободная Европа: Но тем временем лидер демократов Влад Плахотнюк в Нью-Йорке призвал великие державы вмешаться в урегулировании приднестровского конфликта. Он подверг критике экспансионистскую идеологию России, сказал, что за 25 лет спокойствие на Днестре было обеспечено, но не удалось начать переговоры по основной теме – по статусу приднестровского региона в составе Республики Молдова. И, насколько мне известно, впервые политик, представляющий власть, раскритиковал формат «5+2». Он сказал, что этот формат не способен привести к тому результату, к которому стремится Кишинев.

Владимир Сокор: Совершенно верно. Заявления почти целиком правильные. Заслуживают аплодисментов. Это не первое подобное заявление молдавских политиков, но, наверное, оно самое всеобъемлющее и, я бы даже сказал, самое решительное.

Это сплошная иллюзия – ждать гарантий со стороны США. А у Евросоюза нет единой внешнеполитической линии

Что касается участия великих держав, то в этом я вижу проблему, которую нелегко решить даже в обозримом будущем. Соединенные Штаты и Евросоюз не желают становиться гарантами урегулирования конфликта. Нейтралитет, если он провозглашен только в Республике Молдова или согласован в двустороннем порядке, не имеет никакого значения, потому что он не подкреплен гарантиями. И я знаю, что советники г-на Додона занимаются этим вопросом. Им не хотелось бы, чтобы Республика Молдова в одностороннем порядке, или Россия и Молдова в двустороннем порядке достигли соглашения о нейтралитете Республики Молдова, без международных гарантий.

Даже декларации, скажем, Генеральной ассамблеи ООН оказалось бы недостаточно, потому что она абсолютно ничего не гарантирует. Это оправданная озабоченность, профессиональный подход молдавских политиков и правительственных чиновников к проблеме. К сожалению, будет очень трудно.

Боюсь, это практически невозможно по двум причинам: первая – у Соединенных Штатов нет никакого желания на данный момент, как и прежде, предоставлять гарантии безопасности и защиты какой-либо из стран. У США есть несколько – только несколько – соглашений о гарантиях безопасности и защиты с самыми главными партнерами. А именно – с западноевропейскими союзниками – через НАТО, с Южной Кореей, Японией, Австрией, Филиппинами. Помимо этих договоров, США не намерены никому ничего гарантировать, так как ресурсов на это нет; есть сверхобязательства по многим другим направлениям, где также не даются никакие гарантии. Иными словами, это сплошная иллюзия – ждать гарантий со стороны США.

А у Евросоюза нет единой внешнеполитической линии, как и единой оборонной политики. Евросоюз не в состоянии – даже если бы этого желал на политическом уровне – не в состоянии институционально, в военном плане не в состоянии предоставить никаких гарантий – и никому. Поэтому эти усилия, поиск формулы нейтралитета Республики Молдова мне представляются иллюзорными.

Разумеется, решения надо искать, эти усилия интересны, по крайней мере, в интеллектуальном, академическом плане. И в аналитическом плане усилия могут представлять интерес и привести к каким-то результатам, но не на уровне официальных и твердых гарантий. Вот почему поиск формулы нейтралитета взамен согласия России решить приднестровскую проблему – это иллюзорный обмен.

Свободная Европа: И спикер парламента Андриан Канду, и лидер демократов Влад Плахотнюк в очередной раз призвали Россию вывести свои войска и вооружение с левобережной территории Республики Молдова. Сейчас, когда отношения между Кишиневом и Киевом хорошие, вывести армию возможно, как вы считаете?

Владимир Сокор: Возможно с точки зрения Молдовы и Украины. Украина готова предоставить коридор российскому контингенту по своей территории – гипотетически, транзитом через Одессу. Но, разумеется, Россия с этим не согласна. Заявления действующего руководства Республики Молдова с призывом к России вывести войска – обоснованные и легитимные. Но я спрашиваю себя: почему эти заявления пошли только сейчас? Г-н Плахотнюк уже несколько лет контролирует власть в Республике Молдова. Но, как говорится – лучше поздно, чем никогда…

Не следует отказываться от формата «5+2», и не надо требовать его роспуска

Свободная Европа: Но если г-н Плахотнюк подверг критике формат «5+2», его можно будет созвать этим летом или осенью?

Владимир Сокор: Г-н Плахотнюк прав и еще раз прав. Формат «5+2» провалился, и я думаю, что он изначально был задуман не с целью найти решение, а чтобы сохранить переговоры ради переговоров. Это не значит, что следует отказаться от формата «5+2». В действительности роль формата «5+2» – хотя этого никто официально не признавал, но такова реальность – состояла в том, чтобы заблокировать возможное решение, которое Москве удалось бы навязать Кишиневу против его воли.

В этом случае Кишинев смог бы обратиться к формату «5+2» за оценкой, и хотя бы некоторые из его участников дали бы отрицательную оценку. Эта процедура предусмотрена неофициально, негласно – на случай, если Москва попытается принудить Кишинев к каким-то односторонним и абсолютно неприемлемым уступкам а-ля Меморандум Козака, например. Именно это – реальная роль формата «5+2» – некая предохранительная сетка наподобие той, что используют воздушные акробаты в цирке на случай, если кто-то сорвется с высоты.

Поэтому не следует отказываться от формата «5+2», и не надо требовать его роспуска. Формат может остаться, но надо найти другую формулу. Дело-то не в процедурах. Проблема принципиальная: как убедить или заставить Российскую Федерацию вывести свои войска с территории Республики Молдова до возможного политического урегулирования? Политическое урегулирование в присутствии российских войск – вариант абсолютно неприемлемый. И Украина его отвергает. Украина требует вывода российских войск из Донбасса до политического решения по статусу Донбасса. И если Республика Молдова согласится на противоположный сценарий, то это будет прецедент в ущерб Украине.

Недавние публикации

Când mobilitatea devine prioritate, RENTO este răspunsul

Într-o capitală aglomerată, cu un ritm de viață alert și agende mereu încărcate, timpul este o resursă neprețuită. A...

Cinci situații în care doar un buchet de trandafiri te poate salva

Viața este imprevizibilă. Poate că nu ai avut timp pentru aniversare, ai încurcat ziua de naștere sau te-ai trezit...

Как выбрать автозапчасти: советы эксперта

Подбор автозапчастей — задача, от которой зависит надежность работы автомобиля. На рынке представлены как оригинальные запчасти, так и их аналоги. Неправильный выбор может привести к...

«Фарба-Групп» – все для ремонта и отделки объектов

Представить себе современное строительство без качественных материалов крайне проблематично. Именно они обеспечивают комфорт на объекте, создавая необходимые предпосылки для...

Не пропустите

Как заказать товары с Amazon с доставкой в Молдову с помощью сервиса NP shopping

Amazon — это один из крупнейших интернет-магазинов в мире,...

Consist Capital отзывы: можно ли доверять брокеру?

Инвесторы, которые вкладывают деньги в финансовые рынки, находятся в...

Вам может понравиться