Политические элиты Молдовы осознано превратили страну в зону борьбы между «западом» и «востоком» и сегодня состоят в прямом заговоре против собственного государства. Румыноунионистский экстремизм усиливается, а русофобская политика практически стала в стране главным трендом. Москве в этих условиях необходимо твердо стоять на позиции независимости Приднестровья, которая остается единственным союзником России в регионе. ПМР не должна поддаваться на провокации: республике нужно продолжать взаимодействовать с международными партнерами и поддерживать региональную стабильность. Об этом говорили политические эксперты в ходе круглого стала «Международно-политическая обстановка вокруг Молдовы и Приднестровья: основные вызовы и угрозы».
Обмен мнениями происходил в формате телемоста, который соединил Приднестровский государственный университет и Институт стран СНГ в Москве. Наряду с МИДом ПМР и Институтом социально-политических исследований и регионального развития (ИСПИРР) они стали организаторами международного форума, который прошёл 30 января.
В дискуссии, длившейся около четырех часов, приняли участие российские, молдавские и приднестровские политологи. В Тирасполе к беседе присоединились министр иностранных дел Приднестровья Виталий Игнатьев, сопредседатель ОКК от ПМР Олег Беляков и государственный советник президента Анна Волкова. На связи из Москвы были депутат Госдумы РФ Константин Затулин – руководитель Института стран СНГ, а также известные исследователи политических процессов Сергей Лавренов и Игорь Шишкин.
Участниками встречи стали и наши соотечественники – бывший председатель Верховного Совета ПМР Григорий Маракуца, возглавляющий сегодня Межпарламентскую Ассамблею непризнанных государств на территории бывшего СССР, и Александр Караман – первый вице-президент ПМР.
Опасные симптомы
Обратившись к теме угроз региональной безопасности, Константин Затулин с сожалением констатировал обострение политической ситуации в Молдове и «переход в идеологическое наступление» экстремистских сил, выступающих за объединение с Румынией.
«Молдавские политики находятся в прямом заговоре против собственного государства и могут сдать независимость Молдовы соседней Румынии. Это напрямую влияет на то, как будет развиваться молдо-приднестровское урегулирование», – отметил Затулин.
По его словам, уже накопилось достаточно фактов, «говорящих о недружественной линии нынешнего руководства Республики Молдова по отношению к России и Приднестровью».
В этой связи сопредседатель Объединенной Контрольной Комиссии (ОКК) от Приднестровья Олег Беляков напомнил, что в прошлом году власти Молдовы своими действиями и заявлениями осложняли работу миротворческой операции. Тому пример – депортация российских дипломатов, представителей России в ОКК и ограничение совместных учений трёхсторонних миротворческих сил.
«Молдавская сторона укрепляется в Зоне безопасности», – предупреждает Беляков и приводит тревожную статистику: в 2017 году зафиксировано 39 недружелюбных действий РМ в Зоне безопасности, а военные подразделения много раз нарушали её границы в связи с тем, что на полигоне в Бульбоаках прошло более 14 военных учений с участием стран НАТО.
Роль Додона
Константин Затулин не обошел вниманием и появление на приднестровской границе первого из 13 запланированных молдо-украинских постов. Депутат Госдумы говорит об этом как о попытках Украины и Молдовы «реализовать идею полной блокады Приднестровья».
Российский политик также отметил, что в этом вопросе президент Молдовы Игорь Додон «занимает ту же позицию, что и его политические оппоненты из парламента и правительства РМ».
«Избиратели голосовали за Додона не за тем, чтобы он сегодня создавал проблемы во взаимоотношениях с Приднестровьем», – полагает Затулин.
Российский историк и общественный деятель Модест Колеров «честно, в глаза, не взирая на лица» призвал не делать ставок на действующего президента Молдовы Игоря Додона, который, как он полагает, обманывает Россию.
«Все наши планы должны быть подчинены не тупиковому, на мой взгляд, обслуживанию интересов Додона – его интересы ясны как божий день, – а должны быть подчинены интересам сохранения и укреплению субъектности Приднестровской Молдавской Республики, восстановлению и кратному увеличению прямой помощи ПМР», – уверен Колеров.
Унионизм и русофобия
Политолог Борис Шаповалов тоже отметил «очень мощный унионистский процесс» в Молдове, который постепенно становится государственной политикой. И это, по словам эксперта, оказывает серьезное влияние на то, что происходит в этой стране. Румыния поддерживает и финансирует унионистские движения в Молдове, а одним из интересов Бухареста является выдавливание России из региона, поясняет Шаповалов.
Наблюдаемая сегодня на государственном уровне политика русофобии в РМ, говорит политолог, «идет в общем западном тренде», при этом «русское движение» в Молдове, по его наблюдениям, работает против России.
«Координационный совет соотечественников при Посольстве РФ возглавляют люди, которые входят в Демократическую партию. Русская община подконтрольна партии коммунистов, которая уже всё потеряла. Конгресс русских общин сегодня полностью работает на партию Илана Шора. Все они работают на политические формирования прозападного направления», – констатирует Шаповалов.
Геополитический разлом
Судьба всего региона находится на острие противостояния России и Запада уже два века, отмечает заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин. В XVIII-XIX веках, по словам исследователя, консолидированный Запад стремился не допустить появления независимых от Турции Молдавии и Валахии как союзниц России. Напротив, он позволил появиться государству Румыния лишь в качестве своего клиента.
«Запад с его пиететом толерантности закрывал глаза, когда по Кишиневу в начале 90-х годов прошлого века проходили демонстрации с лозунгами “русских – за Днестр, евреев – в Днестр”. Никто на Западе даже не шелохнулся, потому что самое главное было выдавливание России из региона», – говорит Шишкин.
Со своей стороны, Россия получала возможность решать свои стратегические задачи в регионе в те периоды истории, когда Запад раскалывался на враждующие лагеря, заметил исследователь. Он полагает, что сегодня или в ближайшем будущем интересы США и ЕС (олицетворяющие ядро цивилизации Запада) могут разойтись в силу возрастающей экономической конкуренции.
«То, что между ними кошки стали бегать, мы уже видим. Это пока первые звоночки, но к ним мы должны быть готовы», – резюмирует Шишкин и рекомендует России «крепить свои силы и поддерживать максимально Приднестровье».
Приднестровье не поддается на провокации
С другой стороны, в настоящее время наблюдается рост интереса к ПМР со стороны международного сообщества. Министр иностранных дел республики Виталий Игнатьев в своем докладе рассказал о дипломатических встречах в Москве, Лондоне, Риме, Брюсселе и в Парламентской ассамблее Совета Европы.
«У европейских представителей есть понимание необходимости смены представления о том, как необходимо урегулировать молдо-приднестровские отношения. Ведь прошло 27 лет, и мы видим, что Молдова является абсолютно непривлекательной для Приднестровья», – отметил дипломат.
Директор бюро политических исследований «Медиатор» Сергей Широков говорит, что власти Молдовы осознано превратили свою страну «в арену борьбы между Западом и Востоком, при этом не особо ориентируясь на мнение своего населения».
«Де-факто они отказались от своей международной субъектности и превратились в объект борьбы геополитических интересов, – констатирует политолог. – Тогда как внешний курс Приднестровья базируется на итогах референдума 2006 года».
Вот почему эксперимент с урегулированием молдо-приднестровского конфликта в рамках общих границ является провальной затеей.
«Без учета мнения народа урегулировать конфликт невозможно», – уверен приднестровский дипломат Виталий Игнатьев.
Сегодня необходимо сфокусироваться на социально-гуманитарных вопросах и уходить от любых элементов давления, говорит он, подчеркивая, что «Приднестровье не реагирует на провокации и это позволяет сохранять региональную стабильность и пространство для диалога».