Мэр Оргеева Илан Шор дал интервью телеканалу RTR-Moldova, рассказав о «краже миллиарда», «Ландромате», близкой дружбе с бизнесменом Вячеславом Платоном, экс-премьером Владом Филатом и лидером «Нашей партии» Ренато Усатым. Шор сообщил, как он долго упирался и не хотел выводить деньги из банков, как за один миллион мог избежать упоминания своего имени в отчете Kroll и как помешал Усатому стать «царем Молдовы». При этом Шор не рассказал, почему деньги, выведенные из молдавских банков на его офшорную компанию, ушли на оплату отдыха на Мальдивах, аренду вилл и оплату предвыборных концертов Демпартии.
Часовое интервью с мэром Оргеева Иланом Шором вышло 17 июня в 20.00 на телеканале RTR-Moldova. Отметим, что журналисты еще год назад запрашивал интервью у Илана Шора. Однако пресс-секретарь «Партии Шор» Алина Шаргу на запрос не ответила. На все вопросы журналистов, которые представители СМИ пытались ему задать в коридорах суда, куда он приходил как обвиняемый или свидетель, Шор отвечать отказывался. Мэр Оргеева всегда перенаправлял журналистов к своим адвокатам.
Для РТР-Молдова Шор сделал исключение. Как сказала проводившая интервью ведущая телеканала Олеся Кайряк, Шор «выразил желание прокомментировать» дело о краже миллиарда.
О «царе всея Молдовы» и «виновнике падения BEM»
«Главный вопрос, который хотелось бы задать: неужели это правда, что я сижу рядом с агентом спецслужб?». Так начала интервью Олеся Кайряк, ссылаясь на текст Miliardomat, опубликованный на сайте Zeppelin и представленный там как собственное расследование. Главная мысль текста Zeppelin сводилась к тому, что российские спецслужбы с помощью хитрых схем («Ландромата» и «кражи миллиарда») пытались обанкротить Республику Молдова и дестабилизировать ситуацию перед парламентскими выборами 2014 года.
«Ну какой я агент? Правда в том, что я, скорее, мешаю агентам спецслужб жить здесь», — ответил Шор. Он назвал «полным бредом» только ту часть расследования Zeppelin, которая касается непосредственно его. И добавил, что опровергнет эту информацию «конкретными доказательствами».
При этом Шор отметил, что Zeppelin написал правду о революции, которая должна была произойти в 2014 году. Возглавить ее, уточнил он, «должен был мой старый друг Ренато [Усатый]».
«Усатый стал на меня нападать, после того как я помешал ему стать царем Молдовы. Мы были близкими товарищами. Тогда, в 2014 году, кто первым начал кричать про отсутствие денег в трех банках? Первым был Усатый», — сказал Шор.
По его словам, в нормальных странах Усатого считали бы «экономическим террористом». Он также назвал Усатого «виновником падения Banca de Economii». «Усатый начал кричать, и люди побежали забирать свои деньги, ни один банк такого не выдержит. Это были звенья одной цепи. Платон давил на меня по выдаче денег, Усатый давил по ситуации. Это была попытка шайки бандитов захватить власть в стране», — уверял Илан Шор.
После выхода интервью корреспондент NM связалась с Ренато Усатым. Лидер «НП» сказал, что видел Шора около пяти раз, один из которых — на праздновании его дня рождения вместе со своим другом бизнесменом Габриэлем Стати.
«После этого я понял, что его [Шора] надо обходить стороной, потому что большинство людей, которые были на том дне рождения, должны сидеть в тюрьме. То, что ему запрещен въезд в Россию из-за угрозы экономической безопасности страны, свидетельствует о том, что русские быстро поняли, какой он мошенник», — подчеркнул Усатый.
На «украденные в Молдове миллионы долларов», продолжил он, Шор дарил часы, „Мерседесы”. «Это все были деньги молдавских вкладчиков. Если я был его приятелем, почему все телеканалы Плахотнюка испугались, когда я заявил в эфире одного из телеканалов, что из банков украли все деньги?» — недоумевал Усатый.
Он напомнил, что ранее неоднократно говорил, что Шор шантажировал экс-премьера Владимира Филата и лидера ДПМ Владимира Плахотнюка тем, что, «если они не закроют дыры в банках за счет каких-то средств, то перед выборами у касс этих банков будут километровые очереди». «И то, что решением правительства были закрыты дыры, подтверждает, что этого взрыва боялись и Филат, и Плахотнюк», — заключил Усатый.
О миллиарде, которого «не было»
В интервью Шор также заявил, что два года назад называл сумму ущерба государству 500 млн евро, а 250 млн накопились до 2013 года и столько же после.
«Наконец, уже сегодня и прокуратура подтвердила эту сумму, и незабвенная аферистская компания Kroll», — сказал Шор.
По версии прокуратуры, напомним, нанесенный государству ущерб составил 13,34 млрд леев. По курсу на 2015 год эта сумма составляла примерно 1 млрд долларов. Илан Шор не уточнил, по какому курсу он подсчитал ущерб. Между тем именно кража миллиарда из банковской системы страны стала в начале 2015 года причиной обрушения курса лея примерно в полтора раза.
Об экспертной помощи Филату
Мэр Оргеева, кроме прочего, рассказал, что Владимир Филат попросил его о помощи в 2013 году, после того как он за два года владения Unibank значительно улучшил показатели банка.
«У него [Филата] была большая проблема с Banca de Economii. Она включала три составляющие: неблагоприятные кредиты, выданные до 2009 года, кредиты, выданные после 2009 и третье — миноритарный акционер Платон. Он (Платон) постоянно судился с банком, чтобы проворачивать разные махинации, находить уязвимые места и попытаться заработать денег», — пояснил Шор.
Он рассказал, что в бытность премьером Филат попросил его поговорить с Платоном и выкупить его долю в банке.
«Платон предложил сделать эмиссию акций BEM путем неучастия государства в этой эмиссии. Филат отказался и настоял, чтобы я нашел другой способ. При этом Филату идея с эмиссией понравилась, так можно было получить контроль над банком и увеличить бизнес-ресурс», — сообщил Шор.
По его словам, с Филатом он был в партнерских отношениях, и у него с экс-премьером было несколько совместных проектов. «Я для него был неким экспертом, человеком, который может что-то предложить», — уточнил мэр Оргеева.
Он рассказал, что Филат не инвестировал в BEM, он «был партнером по админресурсу, брал на себя содействие в голосовании».
Ведущая также поинтересовалась у Шора, откуда он взял 100 млн долларов, необходимых для закрытия дыр в BEM.
«Когда мы начали процесс эмиссии акций BEM, это был сложный даже для моих масштабов проект, я обратился к партнерам из „Внешэкономбанка“. Они увидели потенциал и вместе со мной инвестировали. 100 млн дали воздух этому банку. Мы пришли в пустой, разграбленный банк, как после урагана», — рассказал Шор.
Журналист спросила Шора, знал ли он о дыре, которая была в Banca de Economii к моменту его прихода в банк. Шор ответил, что пребывал в неведении и его обманули. «Со слов Филата и других, дыра была не более 100 млн. Было много невозвратных кредитов, там один Цопа выдал другому Цопе деньги, руководители Андрюши нашего (подразумевается избранный мэр Кишинева Андрей Нэстасе — NM). Было много кредитов до 2009 года, а вторая часть — кредиты, выданные при бывшем главе админсовета BEM Григории Гачкевиче», — сказал Шор.
Затем Шор рассказал о схемах, в которых участвовал Вячеслав Платон и другие лица.
NM не будет приводить полностью эту часть заявлений Шора, так как его ответ полностью повторяет содержание фильма о «краже миллиарда», о котором ранее писал NM. Напомним, что в феврале 2018 года телеканал TVC21 анонсировал показ документального фильма о «краже века». Лента была подана как «журналистское расследование украинского портала «Европейская правда». Как выяснил тогда NM, речь шла о скандальном фильме, снятом по заказу «Партии Шора», которая с прошлой осени устраивала его «закрытые показы» в регионах Молдовы.
Шор в интервью заявил, что ему незачем было выдавать плохие кредиты, как это делал бывший глава админсовета BEM Григорий Гачкевич.
«Я пришел в этот банк, вложив свои 100 млн. Но нам приходилось это делать, как с компанией Caravita», — сказал Шор.
О «вмешательстве» Кремля, «давлении» Филата и «обещаниях» Платона
В эфире RTR-Moldova Шор также представил свою версию того, как работал «Ландромат».
«После того как в эту историю вмешался Кремль, были арестованы представители разных российских служб и Платону пришлось прятаться на Украине», — сказал Шор.
Затем Шор снова вернулся к теме Banca de Economii и кражи миллиарда. Шор рассказал, что в 2014 году его пригласил к себе Филат и потребовал выдать кредиты на 250 млн.
«Я сказал, что это невозможно, не было денег в банке и юридически это было невозможно, я же не буду воровать сам у себя. Для меня банк был как мой цветочек, который только начал расцветать. На что Филат мне сказал, что госструктуры начнут перечислять деньги, и он мне средства обеспечит, что и произошло», — сообщил политик.
Он добавил, что Филат пообещал ему помощь Платона.
«Я долгое время упирался, не хотел этого делать. После звонков Платона мне пришлось с ним встретиться. Он сказал, что даст мне нужную сумму из своих трех банков Moldindconbank, MoldovaAgroindbank и Viсtoriabank», — заявил Шор.
По его словам, Филат сообщил Платону о том, какой суммы не хватает, а после этого с Шором связался Платон и сказал, что будут обеспечены межбанковские размещения.
«Я должен был перечислить деньги на свои компании, а затем на его компании Zenit и Saturn. Он обещал, что эти деньги вернутся, а я ему поверил, потому что мы были друзьями. Он мне сказал: „Я тебе обещаю, что BEM заработает на этом”. Для меня это было жизненно важно», — сказал Шор.
Отметим, что адвокаты Платона и сам бизнесмен утверждают, что компании Zenit Management и Saturn на самом деле принадлежат Илану Шору, а часть денег, выведенных из банков со счета компании Zenit Management, перечислена на счета компаний Шора, среди которых и Hezburg LLP.
Шор сообщил, что ему пришлось «сдаться», так как Филат начал давить на его бизнес. «Я был уверен, что деньги вернутся, меня с ним [Платоном] связывали близкие отношения. Только через какое-то время я понял, что это было начало „Ландромата-2“. Скажу очень честно: дать на это согласие было моей ошибкой», — посетовал Шор.
По его словам, Платон с Филатом ежедневно убеждали, что ему удастся вернуть деньги.
«Платон говорил, что это деньги из его банков, и он же не будет грабить сам себя. Если бы я хоть на сантиметр был уверен, что деньги не вернутся, я бы уехал, предав все огласке. Мы с Платоном дружили семьями, он был моим близким товарищем, с Филатом тоже были близкие отношения, я им доверял», — завил Шор.
Мэр Оргеева заверил, что, как только понял, что произошло, тут же обратился в правоохранительные органы.
О возврате миллиарда «за пять минут»
«Вместо того, чтобы болтать, надо чтобы МИДЕИ и прокуратура научились общаться с Россией и Великобританией. Это в основном деньги и активы Платона, которые находятся в России и Великобритании», — так Илан Шор ответил на вопрос, можно ли вернуть деньги, выведенные из банковской системы Молдовы.
Он заявил, что конечным бенефициаром кражи миллиарда был Платон, что, по мнению Шора, «общеизвестный и доказанный факт».
«Прокуратура лучше поработала бы усердно, и все бы очень быстро нашли. Если захотеть, это делается за пять минут. Службы России и Англии знают, где активы Платона», — сказал Шор.
Он также сообщил, что был вынужден стать «винтиком в этом механизме», и что его использовали и руководитель страны [Филат], и «самый большой аферист в СНГ» [Платон].
В интервью Шор рассказал и о своих политических амбициях и желании построить «такую же Молдову, какую он строит в Оргееве». Политик пообещал быстро вернуть украденный миллиард, если придет к власти.
«Я не стал бенефициаром ни одного доллара. Деньги вернуть реально, если мы будем у власти, потому что умеем налаживать отношения с людьми. Я не буду мараться за 30-40 млн, мое имя стоит дороже», — подчеркнул Шор.
Об «аферистах» из Kroll
Шор утверждает, что в отчетах Kroll о краже миллиарда нет имени Вячеслава Платона, так как Платон заплатил этой компании.
«Kroll — это вообще отдельная тема, они аферисты. Если вы изучите открытые источники, то увидите, что они являются фигурантами многих международных скандалов», — рассказал Шор.
Он сказал, что Kroll скомпрометировала себя как «компания взяточников».
По его словам, когда власти Молдовы принимали решение нанять Kroll, к нему обратился Платон и предложил «поучаствовать» в найме этой компании.
«Тогда цена была три млн (в какой валюте, Шор не уточнил), моя доля участия должна была составить один млн. Я отказался. Но если бы заплатил, то моего имени там тоже не было бы», — заверил Шор.
О Владимире Плахотнюке
Отметим, что ведущая не задала Илану Шору ни одного вопроса о его отношениях с председателем Демпартии Владимиром Плахотнюком. Не спросили мэра Оргеева и об уголовном деле против него, которое рассматривает Апелляционная палата Кагула, а также о том, почему деньги из молдавских банков, попавшие на счета его зарубежной компании Hezburg LLP, в 2014 году ушли на аренду частных самолетов, яхт, автомобилей и отелей в Ницце и на Мальдивах, а также на оплату концертов, организованных ДПМ.