Мусорный Армагеддон
Кто решит эту проблему, тот получит ключик от власти в Бельцах.
Кризис вокруг мусорных отходов Бельц подходит к своей опасной черте, за которой жизнь горожан будет в самом прямом смысле разделена на «до» и «после». Бельцы из «северной столицы» Молдовы грозятся уже с 21 декабря превратиться без ведома горожан в «мусорную столицу» страны. Мэрия города сделала всё, чтобы проблема из ординарной превратилась сначала в политическую, а теперь и просто катастрофическую. Без ложного пафоса можно сказать, что мэрия и команда «Нашей партии» собственноручно вырыли себе гигантскую яму, куда любая политическая сила сможет их закопать, похоронив рейтинг Ренато Усатого и его надежды на переход в большую молдавскую политику.
Спор вокруг уборки мусора в Бельцах длится давно. Начался он с подачи Ренато Усатого, который решил по своим политическим соображениям сломать устоявшуюся и эффективную схему по вывозу твердых бытовых отходов из муниципия, переданную в концессию частному предприятию, но забыл предложить какую-либо рабочую альтернативу. В результате, Бельцы уже шесть дней, как погружаются в собственный не вывезенный мусор, а вскоре могут в нем же просто потонуть, как только количество отходов в пределах населенного пункта многократно возрастёт. О том, что в Бельцах мусор накапливается ударными темпами и никуда не вывозится уже сигнализируют СМИ, но мэрия, похоже, даже не думает браться за решение вопроса. И пилит, тем самым, сук на котором сидит.
Как известно, бельцкий мусор складируется на полигоне у села Беличены. Мэрия села, исходя из судебного иска советника-социалиста Нестеровского, вернула себе право на землю под мусорным полигоном и, беспокоясь об экологической обстановке, ввела новые правила пользования свалкой – с 1 января на нее будут пропускать лишь отсортированные отходы. Тариф за сортировку составит 0,33 лея за килограмм отходов. Этот тариф мэрия возложила на компанию, которая временно приняла управление полигоном – и это та же компания, что занимается вывозом мусора из Бельц. Очевидно, что на частную компанию повесили непредусмотренные концессией дополнительные расходы, что и побудило руководство обратиться в бельцкую мэрию с предложением начать переговоры о том, как же быть. Вопрос стоял не о том, чтобы повышать тарифы, а давайте сядем и подумаем, что делать. Есть много других вариантов, как Бельцы могли бы смягчить новую реальность, не делая ее обременительной для горожан. Но мэрия в излюбленной манере от переговоров отказалась.
Концессионер давно уже устал от поведения бельцких чиновников, которые или поливают его грязью или выдумывают ложные обвинения в его адрес, но всячески уклоняются от диалога. Концессионер готов оставить бизнес в Бельцах, продать или сдать в аренду мусороуборочную технику по приемлемой цене городу, уйти и забыть правление Ренато Усатого, как страшный сон. И пусть мэрия далее сама занимается мусором, коли такая умная. Но этот план осуществим, если рассуждать логически и с мыслью заботы о горожанах. А если рассуждать по-усатовски, по-мэрски, то получилась форменная катастрофа.
Муниципальный совет Бельц намерен в рейдерском духе «отжать» у концессионера функцию по уборке мусора, передав ее горпредприятию. Но это только полбеды. Ни у одного городского предприятия нет такого количества техники, чтобы вывезти весь мусор, вырабатываемый городом за сутки. Имеющейся у мэрии техники хватит на вывоз, дай Бог, пятой части от ежедневного объема мусора. А это значит, что 4/5 твердых бытовых отходов будут оставаться в пределах городской черты. Будут оставаться день, второй, неделю, месяц, потом счет пойдет на триместры и года. Мусор будет накапливаться быстро, несмотря на зиму будет стоять вонь, поскольку это лишь кажется, что отходов не так уж много, а на самом деле речь идет о том, что уже сейчас накоплено 3 тысячи тонн невывезенных отходов. С имеющимися у мэрии силами, даже если город каким-то образом мусор вообще продуцировать больше не будет, их будут вывозить 30 дней. Приближаются зимние праздники, спросите любого специалиста – это период, когда объем отходов увеличивается в разы. И этот мусор будет лежать сначала плотной массой в баках, потом кучей около них, далее горы мусора начнут множиться шире и выше, захватывая газоны, клумбы, дороги, детские площадки, территории школ и придомовых зон, подъезды, набережные и так далее.
И это будет катастрофа. Настоящий мусорный армагеддон. Мэрия может сто раз передать функцию уборки мусора хоть горпредприятию, хоть управлению культуры. Нехватка техники сведет все эти «передачи» на нет. На каждого бельчанина очень скоро будут приходиться десятки килограмм мусора, потом сотни килограмм и не надо слишком много времени, чтобы цифра выросла до тонн. Это катастрофа для бельцкой власти и невообразимый «подарок» со стороны Усатого и его команды своим политическим оппонентам.
Кто может реально решить проблему:
Например, Партия социалистов, сорвавшая очень приличный процент голосов на президентских выборах, может через Игоря Додона как-то решить этот вопрос. Попросит ли Додон поддержки у внешних партнеров или как-либо договорится с Биличенами, но у ПСРМ есть возможность решить мусорный кризис и тем самым выбить политическую почву из-под ног Усатого, с которым уже идет открыто объявленная политическая война. А то, что на этой войне Усатый и мэрские делают – это натуральная сдача своих позиций без боя и предательство самих себя. Самих себя и горожан, которые ни в чем не виноваты и стали заложниками усатовской гордыни и узколобости.
Для Демократической партии, которая контролирует правительство, ситуация тоже представляет удобнейший плацдарм, дабы расквитаться с «Нашей партией». Мусор накапливается и в городе становится все меньше возможностей вести нормальную жизнь. В город экстренно приезжает премьер Филип вместе с Плахотнюком и, по примеру Кишинева, решают вопрос. Отстраняют кого надо, договариваются с кем надо, находят компромисс и решают мусорную проблему, показывая на всех телеканалах, насколько усатовская власть бездарна и неэффективна. Вполне вероятно, что в ореоле спасителя Бельц от мусорного бедствия Плахотнюк наконец-то сможет сдвинуть свой антирейтинг к более приемлемым значениям.
Справедливости ради, нельзя сказать, что Усатый сам не может решить столь острый для города вопрос. Но для этого ему надо сначала отвлечься от строительства дачи на берегу Волги, от пьянок-гулянок и вспомнить, что ты вообще-то мэр города. И в городе у тебя уже не просто конфликт с концессионером, а чрезвычайная ситуация и угроза экологического бедствия. Усатый, наверняка, уже готовится к праздникам, планирует встречаться новый год под кремлевской ёлкой под водочку с шампанским, а вот бельчанам придется встречать праздник с «презентом» от мэрии – кучами мусора вокруг их жилищ, с бьющим в нос запахом мусорной гнили, с крысами, которые расплодятся в этих условиях с утроенной скоростью. С такой властью никаких врагов не надо.
И парадокс в том, что Усатый может решить вопрос по-разному, может влить деньги в фонд своего имени, дабы компенсировать затраты на сортировку мусора, мог уже сто раз договориться с концессионером об условиях передачи тем своих функций за справедливую компенсацию, мог сам организовать трансфер каких-нибудь ультра-технологий по переработке мусора. Но он не сделал абсолютно ничего, самоуверенно полагаясь на авось. И вот, красная черта, переступив которую Бельцы на практике узнают, что такое тотальная антисанитария, экологическая катастрофа и эпидемиологический кризис.
Усатый сделал всё, чтобы мусорный кризис стал из экономического спора экологическим бедствием и вопрос его политической смерти. Эпитафия на политическом надгробии мэра будет краткой: «Он хотел быть президентом, но даже не смог убрать мусор». К сожалению, но бельчанам следует приготовиться к худшему. Оно уже наступает. День-два и реальность станет иной – непригодной для жизни.
Позиция же владельца компании в ней, простая и понятная – он устал быть мальчиком для битья и не хочет быть инструментом или заложником политических игроков. Он предложил мэрии варианты ухода, без потерь для жителей, но мэрия выбрала свой путь. Путь проверенной рейдерской атаки. Сколько эта атака обойдется городу в результате судебных исков концессионера?