Президент Молдовы Игорь Додон в Сочи в шестой раз в этом году встретился с российским лидером Владимиром Путиным. Контакты с президентом России для Игоря Додона — главный ресурс политической легитимности в Молдове. Додон и его соратники не только не скрывают этого, но и не упускают ни одного удобного случая разыграть «карту Путина». Других козырей у них, судя по всему, нет, пишет Newsmaker.
Встреча Игоря Додона и Владимира Путина прошла в Сочи, куда молдавский лидер прибыл для участия в заседании Совета глав государств СНГ и Высшего Евразийского экономического совета. В отличие от предыдущих встреч с Путиным, Додона в этот раз не сопровождала ни лидер Партии социалистов Зинаида Гречаная, ни башкан Гагаузии Ирина Влах, являющаяся по статусу членом правительства Молдовы.
В итоге на встрече с российским президентом уровень статусности делегаций двух лидеров заметно отличался. По левую руку от Путина сидели глава МИД Сергей Лавров и вице-премьер Дмитрий Рогозин. Додона сопровождали молдавский посол в Москве Андрей Негуца и президентские советники Елена Горелова и Ион Чебан.
На встрече Додон перечислил достижения в двусторонних отношениях с начала года — амнистию для мигрантов и рост товарооборота. Экспорт молдавского винограда, подчеркнул глава государства, вырос аж в 19 раз. И все благодаря хорошим контактам на уровне президентов.
Владимир Путин сказал, что эти шаги «сделаны не то чтобы авансом, но с целью поддержки ваших усилий, направленных на нормализацию российско-молдавских отношений». «Мы надеемся, что люди это увидят и поддержат те силы в вашей стране, которые нацелены на улучшение и строительство наших отношений», — подчеркнул он.
Игорь Додон в свою очередь раскритиковал молдавское правительство. Именно провокации «поддерживаемых Западом» правительства и парламентского большинства, по словам молдавского президента, — причина того, что сближение с Москвой идет не так активно, как хотелось бы.
Путин сказал, что высоко ценит усилия Додона для улучшения отношений: «Мы видим, что процесс идет непросто, но исходим из того, что в его положительном завершении заинтересованы как народ Молдовы, так и народ России».
То, о чем до сих пор говорилось лишь неофициально: что Москва выдала Додону политический аванс и ждет отдачи на следующих парламентских выборах, — на встрече в Сочи впервые прозвучало открыто и официально.
«Владимир Путин мог бы и не говорить этого, а оставить Игоря Додона наедине с этими достижениями, — сыронизировал по этому поводу присутствовавший на встрече журналист издания „Коммерсантъ“ Андрей Колесников. — Но у Владимира Путина была, видимо, тут своя корысть: он не скрывал, что, легализуя мигрантов, он легализовал самого Игоря Додона, и теперь нужно было дать понять ему, что предстоит легализовать сам этот долг, — прежде всего, чтобы вернуть его».
Глядя на поведение Додона, копирующего даже жесты и положение рук Путина, Колесников заметил главное: «Для этого человека любая встреча с Владимиром Путиным имеет решающее значение. […] Для господина Додона было, разумеется, важно выговориться перед Владимиром Путиным, причем при всех, чтобы это услышали прежде всего в Кишиневе и лишний раз поняли: этот человек пойдет до конца. А в идеале — эти два человека пойдут рука об руку».
Ироничная тональность высказываний Путина, на которую обратили внимание российские СМИ, вызвала соответствующую реакцию в соцсетях. «Даже про бедных родственников так не говорят. Игорь Додон унижения не чувствует?» — задался вопросом политолог Алексей Тулбуре, комментируя репортаж «Коммерсанта».
Представители пропрезидентской Партии социалистов, впрочем, считают самым важным сам факт того, что Путин принимает Додона и охотно с ним фотографируется.
«Наши Президенты! Помню, как в 2014-м году некоторые доброжелатели, или попросту завистники, называли фотографии со встречи этих людей „фотошопом“. Некоторые со всезнающим (и тем же завистливым) видом поясняли, что Додон случайно встретился с Путиным в коридоре Кремля, и это ничего не значит. Прошли годы. Время все расставило на свои места», — написал в Facebook исполнительный секретарь ПСРМ Влад Батрынча.
«Такой огромной поддержки и доверия не имел ни один президент Молдовы за всю историю страны!», — отмечает в свою очередь депутат-социалист Богдан Цырдя. И отвечая на хрестоматийный вопрос: «В чем сила, брат?», резюмирует: «А я говорю, что сила в Путине. У кого Путин, тот и сильнее».
Исполнительный директор Института стратегических инициатив Владислав Кульминский в беседе с NM отметил, что встречи с президентом Путиным — «надежный и, надо добавить, единственный источник популярности президента Додона внутри страны». «Те авансы, которые с усмешкой выдает Россия президенту Додону, — это то немногое, чем он может похвастаться в качестве реальных достижений», — сказал эксперт.
Внутри страны, по его словам, президент Додон сотрудничает с непопулярным правительством, с которым он откровенно боится бороться за власть. «Власть утонченно и эффективно издевается над имиджем твердого и уверенного руководителя, который пытается сконструировать себе президент», — отметил Кульминской.
В Сочи Игорь Додон, по словам эксперта, поехал за «очередной ударной дозой поддержки своей пошатнувшейся популярности внутри Молдовы». «И это у него снова получилось: его рейтинг вернется в равновесное состояние. При этом все хорошо понимают, что платить по этим счетам президент не сможет, даже если будет обладать всей властью в Молдове, поскольку так и не смог для себя определить до конца, в чем же на самом деле интерес его страны. Не Востока и Запада, а самой Молдовы», — подвел итог эксперт.