Сотрудники Национального агентства по куррикулуму и оцениванию, которое составляет тесты на степень бакалавра, два года получали премии в размере зарплат, сообщает deschide.md. Зарплатный фонд был рассчитан на большее число сотрудников, но за два года агентство почти ни разу не объявляло конкурс на вакантные места. Директор агентства Анатол Топалэ объясняет высокие премии «необходимостью мотивировать сотрудников» для хорошей организации экзаменов.
В июле 2017 года в тесте на степень бакалавра по физике эксперты обнаружили три неправильно сформулированных задания. Вопрос обсудили на парламентских слушаниях о проблемах БАКа, где замминистра просвещения, культуры и исследований Лилия Поголша раскритиковала работу Национальной комиссии по куррикулуму и оцениванию. В распоряжении портала Deschide оказался один из докладов внутренней министерской комиссии, которая изучала финансовую сторону работы агентства.
В 2016 году агентство получило 2 млн леев на зарплату сотрудникам. Бюджет был рассчитан на 23 специалиста. На деле в агентстве работало всего семь человек, на которых было потрачено 46% зарплатного фонда. Некоторые из них получали премии в размере одной зарплаты.
Ситуация повторилась и в этом году. Агентство получило бюджет на 43 сотрудника, имея в штате девять человек. Из почти 2,5 млн леев израсходовали приблизительно 900 тыс. лев (34,65%). Из них 138 тыс. леев ушли на разовые премии и 110 тыс. леев за совмещение должностей (или 28,63% использованного фонда).
В конце каждого месяца директор агентства Анатол Топалэ приказами устанавливал размер дополнительных выплат. При этом в документах не указывалось, за что именно служащие получили надбавку.
Сам глава агентства в апреле 2016 года получил зарплату 10 200 леев. В апреле 2017 года его зарплата была уже 26 066 леев. Повышения заметны и у других сотрудников. Например, Лилия Иванов в июне 2016 года получила 30 тыс. леев, а ровно через год — 38 951 лей.
Несмотря на недостаток сотрудников, агентство не объявляло конкурс на вакантные места. За последний год наняли только одного сотрудника и еще одного перевели из другого подразделения министерства.
Кроме надбавок, некоторым сотрудникам министерства оплачивали работу в субботу и воскресенье. Например, Топалэ, согласно документам, с начала года отработал 13 выходных дней и получил за это оплату.
При этом дополнительные рабочие дни утверждаются только по приказу ответственного министерства. В 2017 году министерство труда выпустило только два приказа на четыре рабочих дня в выходные — 17, 25 июня, 1 и 2 июля. Топалэ, пишет Deschide, нарушил и это распоряжение: в списке отработанных им выходных нет 17 июня и 2 июля.
В разговоре с корреспондентом Deschide, Топалэ заявил, что «постоянная реорганизация агентства негативно повлияла на наем персонала», и поэтому он «был вынужден» мотивировать сотрудников «для хорошей организации государственных экзаменов». При этом директор агентства не смог объяснить, почему на вакантные должности не был объявлен конкурс.
Топалэ отметил, что зарплаты и премии, выписанные семи сотрудникам в 2016 году, были «намного меньше суммы», которая потратили бы на полный штат. Выплату премий девяти сотрудникам в 2017 году он назвал «ключевой мерой для мотивации сотрудников и выполнения всех обязанностей агентства».
Отвечая на вопрос о дополнительных рабочих днях, Топалэ заявил, что сам работал в выходные только по приказам министра, но не уточнил, сколько их было. При этом сотрудники агентства, по его словам, работают в выходные и праздничные дни по приказу непосредственного руководства. Он уверен, что «о сотрудниках нельзя сказать, что им платили за неотработанные часы», потому что при подготовке к экзаменам многие работали сверхурочно без оплаты.
Новый генеральный секретарь министерства просвещения, культуры и исследований Игорь Шаров заявил, что пока не может комментировать ситуацию, сложившуюся в агентстве. При этом он подчеркнул, что его работу всесторонне изучали и вскоре доклад об этом представят профильной парламентской комиссии.