Первый президент Нацбанка и бывший глава правления Moldindconbank Леонид Талмач, арестованный 3 марта, проходит обвиняемым по одному из уголовных дел, возбужденных против бизнесмена Вячеслава Платона, сказал NM источник в правоохранительных органах. Талмач, по словам его адвоката Виталие Нагачевски, отрицает все предъявленные ему обвинения. Адвокат Платона Эдуард Руденко утверждает, что его подзащитного и Талмача связывает лишь мнение правоохранительных органов о том, что «Платон контролировал Moldindconbank, когда Талмач им руководил», передает Newsmaker.
О том, что Талмач и Платон проходят по одному и тому же уголовному делу, первоначально возбужденному против Вячеслава Платона, NM сообщил собеседник в Национальном центре по борьбе с коррупцией, знакомый с деталями дела. «Из ордера на арест Талмача ясно, о чем идет речь,— сказал он.— Думаю, за пару недель закончим дело. Тогда и будет полная картина, более интересная».
Леонида Талмача задержали 3 марта сотрудники Антикоррупционной прокуратуры. Сразу после задержания суд сектора Буюканы удовлетворил ходатайство прокуроров об аресте Талмача на 15 суток. В ордере на арест банкира говорилось, что он «совместно с группой лиц присвоил имущество в особо крупных размерах Национального бюро страховщиков автотранспортных средств (ВNAA)». В ордере также отмечалось, что «с помощью обмана и злоупотребления доверием эта группа лиц получила на счета в Moldova Agroindbank и Moldindconbank средства ВNAA, нанеся ВNAA материальный ущерб в особо крупных размерах». Речь идет о 15 млн леев.
Адвокат Платона Эдуард Руденко утверждает, что Платон не имеет отношения к делу, которое стало основанием для ареста Талмача. Платона и Талмача, добавил Руденко, связывает лишь мнение правоохранительных органов о том, что «Платон контролировал Moldindconbank, когда Талмач им руководил».
Адвокат Леонида Талмача Виталие Нагачевски сообщил NM, что «собрано достаточно доказательств, свидетельствующих о невиновности его клиента». Он также рассказал, что Талмач по-прежнему находится в отделении реанимации, куда был доставлен 4 марта после многочасового допроса. Рассказать больше о состоянии здоровья подзащитного адвокат отказался, отметив, что это персональные данные, которые он не вправе разглашать.
Нагачевски подтвердил, что Леонид Талмач сотрудничает со следствием и дает показания, которые «согласуются с показаниями других свидетелей и фигурантов этого дела».
Глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь сообщил NM, что процессуальный статус Талмача после его допроса не изменился: он остается обвиняемым в мошенничестве в особо крупных размерах и участии в преступной группе. Морарь также отметил, что по делу, в котором фигурирует Талмач, проходит множество других лиц, информацию о которых он не может разглашать, чтобы не нарушить принцип презумпции невиновности.
Маноли утверждал, что MICB и MAIB позволили Александру Пинчуку, который занимал должность и.о. директора Бюро в период приостановления судом полномочий Маноли, провести операции со счетами ВNAA. Пинчук, как рассказал Маноли, разрешил MAIB провести валютные операции с деньгами BNAA, в результате которых Бюро потеряло 2,3 млн леев. Это был тот самый февраль, когда молдавский лей за день обвалился более чем в два раза.
После этого Пинчук заключил с банками новые трехлетние депозитные договоры, одним из условий которых было такое: если BNAA расторгнет договор, то потеряет 15% суммы остатка депозита. В случае с MAIB речь шла примерно о 5,5 млн леев. При этом, по словам Маноли, обычная практика при расторжении такого договора — неначисление процентов.
Ущерб от аналогичных операций в Moldindconbank, по оценке Маноли, составил 5,2 млн леев. При этом банки получили незаконную прибыль, утверждал Маноли.
Наццентр по борьбе с коррупцией начал расследовать ситуацию со счетами BNAA в марте 2015 года. Сейчас в деле фигурирует глава юридического департамента Moldincombank, задержанный 8 февраля этого года, и бывший первый зампред банка Виталие Гроза, арестованный ранее по «делу Платона» (сейчас Гроза находится под домашним арестом). По версии следствия, речь идет о необеспеченных залогом кредитах, которые погашались за счет средств Banca de Economi (один из трех банков, находящихся в процессе ликвидации, из которых осенью 2014 года был выведен миллиард долларов).
Леонид Талмач был назначен главой правления Moldindconbank в январе 2015 года. В 2016 году Нацбанк заблокировал 63,89% акций владельцев MICB, уличенных в сговоре, а затем ввел в банке внешнее управление, назначив своих администраторов и управленцев.
Ранее, летом 2015 года, Нацбанк ввел спецнадзор в трех крупнейших банках Молдовы — Moldova Agroindbank, Moldindconbank и Victoriabank. Контроль над двумя из этих банков — Moldova Agroindbank и Moldindconbank — приписывали Платону.