1Что случилось?
По статистике Департамента народонаселения ООН (U.N. DESA) население нашей страны, в том числе за счет смертности, сокращается на девять человек каждые сутки, причем пять из этих девяти – эмигрировали из страны навсегда (по данным на 14 декабря – NM.) Официальные результаты прошедших одиннадцать месяцев 2017 года не радуют: население Молдовы сократилось на 2867 человек. Однако, по мнению многих экспертов, в реальности ситуация намного запутаннее и сложнее.
2А что тут сложного? Разве цифры не официальные?
Сложность в том, что они слишком официальные. Проблема в устаревшей методологии, которой пользуются органы учета миграции. Официальная статистика учитывает вообще всех людей, имеющих молдавское гражданство, даже если они не были в стране 10 лет. Такой учет был в СССР, где мигрантов можно было пересчитать по пальцам, но в современном мире это создает много опасных искажений.
3А есть более точные цифры?
Есть. По данным Центра демографических исследований (CCD) при Академии наук Молдовы, реально из страны навсегда уезжают более 30 тыс. человек в год. Если по данным переписи 2004 года в стране проживали 3,38 млн (а эта цифра, возможно, тоже преувеличена), то с 2004 по 2017 годы население реально уменьшилось примерно на 400 тыс. человек, в первую очередь за счет уехавших.
Реально на середину 2015 года население оценивается в диапазоне 2,85-2,89 человек. К 2050 году, таким образом, население уменьшится на 1 млн человек и составит 1,85 — 1,8 млн.
4Наши эксперты точны? А вдруг они драматизируют?
Для тех, кто не доверяет молдавским экспертам, есть прогноз Венского института демографии (Vienna Institute of Demography), согласно которому на 2015 год в Молдове жили 3 млн человек. По его же данным, к 2050 году население страны уменьшится до 1,7 млн человек, то есть на 42,7%. По этому показателю мы удерживаем первое место в мегарегионе ЕС + СНГ. Как видно, прогнозы совпадают.
5Но у нас слабая экономика, а мигранты присылают в страну много денег.
Все так. По итогам 2016 года молдавские мигранты перевели в страну $1,079 млрд.
По данным Всемирного банка, в 2016 году 21,7% молдавского ВВП обеспечивали переводы от мигрантов, что ставит Молдову на седьмое место в мирепо обеспечению ВВП денежными переводами. В СНГ по этому показателю нас обгоняют только Кыргызстан — 34,5% ВВП (первое место в мире), и Таджикистан — 26,9% ВВП (шестое место).
Но есть проблемы, которые создаются именно из-за того, что многие покидают страну.
6Как это работает? Я, например, никуда не уезжаю.
В нашей стране функционируют три важнейшие социальные системы, влияющие на жизнь каждого – это система государственного медицинского страхования, пенсионного обеспечения и система образования.
Первые две прямо опираются на количество работоспособного населения и конкретно – на налоги, которые это население платит внутри страны. Формула простая: меньше населения – меньше денег на эти системы – они еще хуже работают. На систему образования миграция влияет по-своему.
7Меньше людей – меньше очереди в поликлинике. Может, в этом есть плюсы?
Молдова, как и большинство постсоветских стран, страдает от невысокой продолжительности жизни, в первую очередь – мужской. Молдавские мужчины в среднем живут 67,5 лет, женщины – 75 лет, то есть в среднем молдавский гражданин живет всего 71 год. В странах ЕС средний показатель продолжительности жизни – 81 год. И связь с качеством и доступностью медицины тут самая прямая.
Система медицинского страхования в стране уже наполовину зависит от неформальных платежей, в том числе и потому, что число людей, которые могут сами купить страховку или оформить через работодателя, постоянно падает. В итоге полноценно пользоваться страховкой не могут даже те, кто ее сам купил, а значит, ее стоимость будет постоянно расти.
8А что не так с пенсионной системой и при чем тут миграция?
В максимально упрощенном виде нынешняя пенсионная система работает по принципу: поколение родителей получает пенсии из налогов поколения детей.
В течение следующих пяти-восьми лет к пенсионному возрасту в стране подойдет самое большое поколение – родом из советских шестидесятых, а в работоспособный возраст войдет самое немногочисленное поколение, рожденное в конце непростых 1990-х.
Это запустит принцип домино, который будет работать по замкнутому кругу – нет денег на соцобеспечение, потому что налогов собирается мало, налогов мало, потому что некому их платить, а так как соцобеспечение ухудшается, люди все больше уезжают и опять некому платить налоги.
9А разве миграция негативно влияет на образование? В других странах учиться полезно, обмен опытом и все такое.
В Молдове миграция усиливает проблему низкой рождаемости и первый удар наносит по школьному образованию, в особенности в сельской местности. Уезжающие родители, как правило, забирают детей с собой. Поэтому классы становятся все более неукомплектованными, проблема разрастается, школы начинают объединять и закрывать, вежливо называя это оптимизацией.
10Вы видели кишиневские пробки? Как-то на них не сказался массовый отъезд населения.
Все становится понятнее, если посмотреть на карту демографической и экономической безопасности Молдовы по регионам. Из нее видно, что население Молдовы, которое не уехало из страны, постепенно стекается к одной большой точке притяжения – Кишиневу и соседним с ним регионам : Криулянам, Яловенам и Новым Аненам. На севере страны выделяются и Бельцы.
Такая однонаправленная урбанизация несет множество рисков, и стоящий в пробках Кишинев – только одна из них, просто очень заметная.
11Тогда, может, стоит усложнить выезд из страны?
Не надо так. Системы «выездных виз» – то есть документов, кроме паспорта, которые нужно получить, чтобы выехать за границу, существовали в Туркменистане в 2000-2004 гг. и в Узбекистане – там с августа 2017 года их окончательно отменили.
Сегодня только КНДР так ограничивает выезд своих граждан. Кроме того, ООН жестко критикует политические режимы, лишающие граждан базового права на свободу перемещения и выбора места жительства за пределами своей страны.
12А что делают государственные органы, чтобы изменить ситуацию?
Постановлением правительства утверждена Национальная стратегическая программа в области демографической безопасности Республики Молдова на 2011-2025 гг. Как отмечает директор Центра демографических исследований при АН Ольга Гагауз , ее финансовая необеспеченность не позволяет внедрять все запланированные меры.
В 2007 году была создана и действует Национальная комиссия по населению и развитию (CNPD). Работа комиссии, мягко говоря, не слишком заметна: с января по декабрь 2017 года она провела два заседания, план ее действий на год умещается на полутора листах, а дата последней актуализации сайта комиссии – 10 июля 2017 года.
13И чего ждать в ближайшей перспективе?
К сожалению, положительные тенденции сегодня не просматриваются и, по мнению демографов, пора бить тревогу, потому что ситуация все ближе к необратимой.
В Молдове темпы общей потери населения – самые большие в Европе. Если ситуацию не изменить, настанет момент, когда денег на текущие социальные выплаты будет постоянно не хватать, а потом их вообще не станет. Причем в слаборазвитые районы страны эта проблема придет еще быстрее.
Александр Макухин, специально для NewsMaker