Вотум недоверия министру экономики и инфраструктуры Кириллу Габуричу, выдвинутый парламентской фракцией Партии социалистов, провалился. За его отставку никто не проголосовал, а сами социалисты покинули пленарное заседание прямо перед голосованием.
Парламент рассмотрел 23 февраля вотум недоверия министру экономики и инфраструктуры Кириллу Габуричу. Вотум выдвинула фракция Партии социалистов неделю назад. В итоге за отставку назначенного полтора месяца назад министра никто не проголосовал. А сами депутаты-социалисты прямо перед голосованием молча покинули зал заседаний парламента.
Чем недовольны социалисты
В своем вотуме недоверия Габуричу депутаты ПСРМ утверждают, что бизнесмены ждут долгосрочных решений, «а не предвыборных обещаний», а министерство, по их мнению, не заинтересовано в развитии экономики и остановке миграции.
Социалисты указывают, что в прошлом году количество ликвидированных предприятий превысило число созданных на четверть — 8,5 тыс. против 6,4 тыс. Промышленность выросла на 2%, а инфляция в январе этого года составляла 6,5%, что в 2,2 раза больше, чем в январе 2017 года.
Также ПСРМ указала на значительный рост цен на овощи и фрукты — на 25-30%, мясо — на 15%, а на некоторые медуслуги — в 1,8 раза. О каком периоде идет речь, в вотуме не указано.
Как защищался Габурич
Кирилл Габурич свое выступление начал с того, что в прошлом году рост экономики составил 3,8%, а рост промышленного производства — 3,4%. В частности, выросло производство кабелей на 4%, переработки мяса — на 15,6% и т. д. Габурич рассказал, что в прошлом году увеличились зарплаты, пенсии, объемы переводов — это привело к росту потребления.
Он отметил, что за девять месяцев прошлого года инвестиции в экономику составили $146 млн, а инфляция за прошлый год составила 6,3%, что в рамках установленного Нацбанком коридора. Говоря о внешней торговле, Габурич подчеркнул, что экспорт вырос на 18,6%, а импорт на 20,2%.
Затем Габурич начал говорить о достижениях в улучшении бизнес-климата. Он рассказал, что число разрешительных документов сократилось с 400 до 150, на 40% снизился объем отчетности. К тому же теперь отчетностью бизнеса занимается только Государственная налоговая служба.
Министр рассказал, что сейчас в семи Свободных экономических зонах работают 167 резидентов. «В 2017 году объем производства в них составил 5,1 млрд леев, тогда как в 2016 — 4,5 млрд леев. [Некоторые] компании планируют значительный рост в ближайшие два года, а их продукция предназначена на экспорт», — сказал Габурич.
Он также добавил, что на 2018-2021 годы запланирована реформа ГП «Железная дорога Молдовы», чтобы превратить его в устойчивое в экономическом и социальном плане предприятие.
О чем спросили депутаты
Во время сессии вопросов и ответов демократ Корнел Дудник спросил, какая позиция у Габурича в отношении госпредприятий. В ответ Габурич рассказал о своем опытке поездки в Унгены на поезде. «Билет из Кишинева в Унгены стоит 22 лея. В поезде ехали 200 человек, еще кто-то зашел по пути. Скажем, в нем было около 300 человек. Понятно, что не все вышли в Унгенах», — ответил Габурич. По его расчетам, на этой поездке предприятие зарабатывает около 6 тыс. леев, а ее себестоимость — свыше 20 тыс. леев.
Из этого ответа Дудник предположил, что Габурич сторонник «волевых решений» в отношении госпредприятий, а Габурич с этим согласился.
Либералы решили соригинальничать. Во время заседания они прикрепили к своим рабочим местам таблички с надписью «Диплом?», намекая на проблемы с наличием диплома о среднем образовании у Габурича. Либерал Ион Апостол напомнил, что Габурич принял решение выделить свыше 5 млрд леев на стабилизацию ситуации в банковском секторе. «Тогда в 2015 году вы говорили, что денег в банках нет, то есть воровать нечего. Сейчас деньги появились? Есть что воровать?» — спросил Апостол.
На это Габурич ответил, что решение принимал Национальный комитет по финансовой стабильности. «Люди могли проснуться с тем, что банки закрыты. […] Был бы большой кризис», — отметил Габурич, добавив, что «у него нет никакой вины» за этот поступок.
Во время выступления фракций социалист Владимир Головатюк сказал, что хотя министерство рапортует о росте экспорта в ЕС, половина его приходится на продукцию из давальческого сырья и подсолнечника. «Это 7% экономики. И это мало, что дает экономике и населению. В некоторые страны реэкспорт достигает 60% от экспорта», — сказал Головатюк.
Рост экономики 4%, продолжил он, на 80% обеспечен услугами и налогами. «Экономика по-прежнему базируется на потреблении. Без внешней помощи вся система рухнет. Однако запад вам помогает и будет помогать, не потому что вы занимаетесь реформами, а потому что умело его шантажируете», — сказал Головатюк.
Чем запомнился Кирилл Габурич
За почти полтора месяца своей работы Кирилл Габурич сумел запомниться своей высокой активностью в соцсети Facebook. Он возобновил активную деятельность на своей странице в Facebook спустя 2,5 года после своего прошлого ухода с поста премьер-министра Молдовы. Первый пост он написал 16 января (министр принял присягу 10 января), разместив видео с собственной присяги. «В должности министра экономики и инфраструктуры, буду размещать на моей официальной странице общественно-значимую информацию», — написал Габурич.
С тех пор на странице Габурича было опубликовано свыше 50 постов. Речь шла как о своих постах, так и репостах с официальной страницы министерства экономики.
В своих публикациях министр Габурич пишет в основном о своей правительственной деятельности. Условно все посты можно разделить на отчеты о прошедших заседаниях и встречах и поездок по Молдове.
Примечательно, что при большой активности в соцсетях и на сайте ведомства Кирилл Габурич не дает интервью. Лишь в самом начале своей деятельности он дал интервью телеканалу Publika TV, о чем также сообщил на своей странице в Facebook.
Однако на запрос об интервью для NM в пресс-службе ведомства ответили, что министр Габурич не будет давать интервью в первые 100 дней на своем посту.
Габурич, напомним, был премьер-министром Молдовы в 2015 году. Он подал в отставку через пять месяцев после назначения из-за расследования Генпрокуратуры, у которой появились подозрения, что он купил диплом на степень бакалавра. Дело закрыли в связи с истечением срока давности уже после того, как он покинул пост.