По итогам первого визита в Молдову спецпредставитель ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Франко Фраттини укрепился в своем оптимизме насчет возможности достичь прогресса в переговорах. Особенно его воодушевила встреча с лидером Демпартии Владимиром Плахотнюком. Тот заверил дипломата в том, что предвыборная кампания в Молдове не повлияет на переговорный процесс. В ОБСЕ уверены, что при наличии политической воли в Кишиневе и Тирасполе в этом году можно достичь «исторических договоренностей».
«Завершая свой визит в Молдову, я более чем ранее уверен в том, что прогресс в процессе приднестровского урегулирования будет продолжаться», — сказал спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Франко Фраттини на пресс-конференции по итогам переговоров, проведенных в Кишиневе и Тирасполе.
Он перечислил всех, с кем встречался на обоих берегах Днестра, особенно акцентировав внимание на состоявшейся накануне встрече с лидером Демпартии Владимиром Плахотнюком. Тот заверил дипломата в том, что, несмотря на сложности, связанные с парламентской кампанией в Молдове, переговорный процесс будет конструктивным, а результаты — позитивными. «Получить такой сигнал от лидера правящей в Молдове коалиции было очень важно», — подчеркнул Фраттини.
Позитивные заверения дипломат получил и в Тирасполе. «Политическая воля, которая была выражена в ходе моих встреч на высшем уровне в Кишиневе и Тирасполе, придает мне уверенность в том, что три приоритета, обозначенные Венским протоколом „5+2“, включая механизм участия транспортных средств из Приднестровья в международном дорожном движении, будут достигнуты», — сказал Фраттини.
Он еще раз выразил уверенность, что остающиеся незавершенными договоренности реализуют в ближайшие недели, а новая встреча в формате «5+2» может пройти в мае. На ней могут быть поставлены следующие цели. Одной из них, скорее всего, станет взаимодействие в банковской сфере. Уже формируется рабочая группа экспертов сторон по этим вопросам.
И спецпредставитель Фраттини, и глава миссии ОБСЕ в Молдове Майкл Скэнлан отметили важность сохранения консенсуса международных участников переговоров. «Очень важно, что все внешние участники выступают с единой позицией», — сказал Скэнлан.
«Именно приднестровское урегулирование — уникальный случай, когда на фоне того кризиса и хаоса, который мы видим в мире, можно добиться успеха», — отметил Фраттини. Он обратил внимание, что участники переговорного процесса, имеющие сложные отношения на других уровнях, едины в стремлении добиться успеха в приднестровском урегулировании. «Это причина, позволяющая надеяться на то, что здесь, в Молдове, мы можем достичь исторических результатов», — добавил он.
Спецпредставителя ОБСЕ снова спросили о его отношении к теме вывода российских войск. Накануне его визита некоторые молдавские эксперты и СМИ раскритиковали дипломата за высказывания на эту тему. В одном из интервью Фраттини сказал, что до достижения пакета договоренностей не реалистично говорить о выводе войск. Позже он уточнил, что надо отделять тему миротворцев и проблему вывода Оперативной группы российских войск, охраняющих склады вооружений в Колбасне. Но добавил, что надо быть реалистами: если другие вопросы не будут решаться и между сторонами не будет доверия, ситуация вряд ли сдвинется с места.
На этот раз вопрос о российских военных задал приднестровский журналист. Фраттини снова отметил, что важно разделять миротворческую операцию и проблему вывоза российских боеприпасов. Миротворцы, по его словам, должны продолжать свою миссию по поддержанию мира и стабильности. «Вывоз боеприпасов — совсем другая история. Я обсуждал ее с руководством Приднестровья, и хотя у нас могут быть разные мнения на этот счет, но я подчеркнул, что это [необходимость вывоза боеприпасов] — позиция ОБСЕ», — сказал дипломат.
Майкл Скэнлан добавил, что еще одна функция, возложенная на миротворцев, — обеспечение свободы передвижения, и эта тема включена в «пакет из восьми пунктов», по которым стороны выразили готовность договариваться. «Все это внушает оптимизм и уверенность в том, что мы находимся в точке, когда можно добиться исторических результатов в переговорном процессе», — заключил глава миссии ОБСЕ.