Демократическая партия выдвинула публичный ультиматум депутату-демократу Николаю Дудогло, возглавляющему региональную организацию ДПМ в Гагаузии. Недовольство связано с тем, что Дудогло одновременно возглавляет региональную организацию «Новая Гагаузия» (НГ), идеи которой противоречат «проевропейским»устремлениям демократов. Ему предложили выбрать между членством в НГ и ДПМ. Дудогло сказал, что думает над решением. В автономии «Новую Гагаузию» считают сателлитом Демпартии и не исключают, что дистанцирование Дудогло от ДПМ — это предвыборный ход. Тем более, что такое уже случалось.
Сообщение об ультиматуме, выдвинутом Демпартией Николаю Дудогло, появилось 26 апреля на официальном сайте партии. В Демократической партии утверждают, что идеи, которые пытается продвигать Николай Дудогло в «Новой Гагаузии», несовместимы со статусом члена партии и депутата фракции ДПМ в парламенте.
НГ демократы назвали «движением с политическими целями, не вписывающимися в политику, продвигаемую Демократической партией Молдова». Позиция и действия Дудогло, как следует из заявления ДПМ, противоречат «видению и действиями, которые Демпартия продвигает по линии проевропейской модернизации страны».
Руководство Демократической партии потребовало от Дудогло выбрать между членством в ДПМ и деятельностью в этой общественной организации. «Если Николай Дудогло решит и дальше участвовать в работе этого политического движения, от него потребуют немедленно покинуть партию, в противном случае его исключат», — говорится в сообщении демократов.
Интересно, что еще в 2013 году «Новая Гагаузия» решила слиться с Демократической партией Молдовы. При этом движение формально сохранило организационную структуру, однако, фактически продолжило работать как региональная структура Демократической партии.
Такой симбиоз устраивал и Демпартию, и команду Дудогло. Лишь в период местных предвыборных кампаний ассоциация с не слишком популярной в пророссийском регионе Демпартией становилась помехой для Дудогло и его сторонников.
В 2015 году Дудогло, тогда баллотировавшийся на пост башкана автономии, сложил с себя полномочия главы территориальной организации ДПМ, а затем и временно приостановил членство в Демпартии. В башканы он выдвигался как независимый кандидат, однако, после поражения на выборах вернулся к работе в ДПМ.
После того как в 2017 году политика Демпартии приобрела более отчетливый антироссийский характер, Дудогло стало сложнее оправдывать в регионе некоторые шаги демократов и объяснять свою причастность к продвигаемой ДПМ политике. Членам «Новой Гагаузии» приходилось все чаще критиковать действия кишиневских властей: выдворение российских дипломатов, запрет российских новостей, объявление персоной нон грата вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина и т.д. А перед президентскими выборами в России в НГ призывали граждан России, живущих в Молдове, голосовать за Владимира Путина.
В беседе с NM Николай Дудогло заявил, что вскоре решит, как реагировать на ультиматум ДПМ. «У нас в «Новой Гагаузии» идет опрос сторонников. Есть два вопроса: должен ли руководитель организации быть партийным и необходимо ли «Новой Гагаузии» в дальнейшем поддерживать политические формирования. Я жду, пока этот опрос закончится, и тогда смогу прокомментировать вчерашнее заявление Демпартии», — сказал Дудогло.
Он отметил, что разногласия между руководством ДПМ и «Новой Гагаузией» связаны с разными геополитическими предпочтениями. «Демократическая партия ведет курс на евроинтеграцию, а нам, членам «Новой Гагаузии», очень близка связь с Россией, с внешними партнерами из стран СНГ. Это самое главное, что нас выделяет в идеологическом направлении», — заключил Николай Дудогло.
В «Новой Гагаузии» тоже прокомментировали ультиматум Демпартии. «В жизни каждого человека и особенно политика всегда наступает момент, когда надо сделать выбор. В данном случае — либо евроинтеграция, либо интересы Гагаузии и гагаузского народа», — говорится в сообщении на сайте организации.
Исполнительный директор неправительственной организации Piligrim-Demo Михаил Сиркели считает, что заявление демократов можно трактовать по-разному.
C одной стороны, сказал NM Сиркели, это заявление можно интерпретировать как нежелание Демпартии сохранять в Гагаузии сколько-нибудь развитые региональные политические организации. Даже несмотря на то, что «Новая Гагаузия» — сателлит самой Демпартии.
«»Новая Гагаузия» — единственное оставшееся структурированное общественно-политическое движение из трех существовавших в Гагаузии несколько лет назад. Два других: «Единая Гагаузия» и местная организация Партии коммунистов — по сути, перестали существовать», — объясняет Сиркели.
С другой стороны, эксперт не исключает, что Дудогло уже сейчас готовят к выборам башкана в 2019 году, на которых он может стать отличным «спарринг-партнером» для нынешнего башкана Ирины Влах. И таким образом через нынешний публичный демарш непопулярная в Гагаузии Демпартия пытается улучшить его позиции в регионе.
«Для Демократической партии, впрочем, что Ирина Влах, что Николай Дудогло — это одно и тоже. Влах никаких проблем центральной власти не создает. С точки зрения партии, которая управляет страной, Ирина Влах очень удобный башкан, а Николай Дудогло удобный спарринг-партнер для нынешнего башкана, и важно сохранить его как основного оппонента», — говорит Сиркели.
Информированные источники NM в Комрате, впрочем, говорят, что Дудогло почти 100-процентно будет выдвигаться на парламентских выборах в конце этого года по одномандатному округу в Комрате. Делать это он будет как независимый кандидат. Поэтому публичное дистанцирование от демократов и даже публичная критика со стороны руководства ДПМ в период предвыборной кампании ему только на руку.