Вячеслав Негруцэ: «Пока расследование банковского скандала не завершено, любой власти противопоказано применять амнистии»

Действующая власть последовала примеру коммунистов и провела через парламент закон об амнистии, который позволяет компаниям избавиться от старых долгов, а физическим лицам – легализовать незадекларированное имущество. Почему эта инициатива появилась именно сейчас, и к чему она может привести? Точка зрения бывшего министра финансов Вячеслава Негруцэ.

Свободная Европа: С вашей точки зрения, это обычная амнистия, оправданная, как говорили и говорят, или же это попытка дать выйти сухими из воды чиновникам, разбогатевшим нечестным путем?

Вячеслав Негруцэ: Для начала, наверное, следует обозначить два общих момента по этому проекту: первый связан с тем, как появилась эта инициатива, потому что в минфине, который курирует налоговую сферу и отвечает за сбор налогов, отказались от комментариев, сославшись на то, что с проектом не знакомы. Поэтому возникает вопрос: откуда исходит проект? Потому что вопрос несравненно более сложный и выходит за рамки простой инициативы, подписанной несколькими депутатами. Где, в какой лаборатории его разработали?

Второй момент – кому на руку этот закон, кто является, или может являться, его бенефициарием? На самом деле речь идет о крайне узком круге лиц, владеющих собственностью, капиталом, нажитом в обход закона, – в результате либо незаконной приватизации, либо инсценированных госзакупок, или другим имуществом, ставших собственностью этих людей

Свободная Европа: Почему вы считаете, что это узкий круг?

Вячеслав Негруцэ: Это просто: подавляющее большинство граждан, владеющих собственностью, оформили ее на свое имя, ведут учет доходам, отчитываются по ним в Налоговой службе. И лишь крайне узкому кругу лиц, связанных, как правило, с политическим фактором, который управляет процессами в Республике Молдова, есть что скрывать. Это должностные лица, чиновники, представители судебной системы и отдельные бизнесмены, которые вели дела с государством; круг этих лиц очень узкий.

С учетом этого могу сказать: это не есть классическая налоговая амнистия. Скорее, это уголовная амнистия. Летом парламент принял закон об амнистии заключенных, сейчас готовится закон об уголовной амнистии для тех, кто сидят в чиновничьих креслах, занимают разные должности в парламенте и правительстве и владеют определенной собственностью, которую пожелали легализовать.

Свободная Европа: Ваша ирония понятна, г-н Негруцэ. Что касается второго момента, действительно, это абсолютная премьера. Ведь, если вспомним амнистию 2007 года, там речь шла о легализации только незарегистрированного имущества. Или, может, для государства слишком обременительно ловить и наказывать тех, кто разбогател на награбленном, вот и решили прибегнуть к такой хитрости?

Вячеслав Негруцэ: На самом деле, в Республике Молдова, помимо амнистии 2007 года, в 2011 году был предложен и с января 2013 года вступил в силу закон о косвенных методах оценки налогооблагаемого дохода, который предусматривает приемы расчетов, позволяющие не допустить уклонения от уплаты налогов для тех, кто не может указать источник своего дохода и не платит все полагающиеся налоги…

Свободная Европа: Который не работает, насколько мне известно?

Вячеслав Негруцэ: Точно, который не функционирует, поскольку политический фактор не позволяет Налоговой службе применять этот закон. Любое налоговое расследование в рамках этого закона могло вернуть в поле налогообложения незадекларированные доходы и имущество. С этой точки зрения, если пролистать закон, высвечиваются две отчетливые линии: первая связана с легализацией капитала и, по сути, речь идет о легализации нарушений, допущенных чиновниками и должностными лицами, как уже отмечалось выше – доходы, собственность сомнительного происхождения, шантаж, отмывание денег, и все эти действия сейчас хотят узаконить.

И вторая составляющая касается налогового стимулирования, речь о прощении долгов, штрафов перед бюджетом. Далеко за примерами ходить не придется, буквально летом многие – или несколько – приближенных к власти намеренно не выполнили свои налоговые обязательства и довели общую сумму недоимок с одного миллиарда, сколько было на начало лета, почти до двух миллиардов – и всего за пару месяцев. Это значит, что людям было известно о грядущей так называемой налоговой стимуляции, как называется этот законопроект. Но это ставит в заведомо неравные условия хозяйствующих субъектов Республики Молдова.

Свободная Европа: И как это расценить? Когда ясно, что отдельные хозяйствующие субъекты были заранее проинформированы о готовящемся проекте – и они поняли, что могут рассчитывать на прощение долгов. Как закон квалифицирует подобные действия?

Вячеслав Негруцэ: Об этом я и говорю: узкий круг, который так или иначе состоит в тесной связи с властными структурами, которые и решили принять эти меры, чтобы дать им возможность обойти налоговое законодательство. Вольно или невольно, на ум приходят события 2014 года, когда отдельные банки знали о секретном решении и сполна воспользовались этим, чтобы разместить определенные депозиты и впоследствии урвать что-то из резервов Национального банка. Во всех подобных решениях и законах проскальзывает один и тот же стиль.

Свободная Европа: Заявители подпишут под собственную ответственность, что незадекларированные деньги и имущество не нажито преступным путем, говорят авторы законопроекта (имеется в виду отмывание денег и финансирование терроризма). А если они нажиты другими незаконными путями?

Вячеслав Негруцэ: Подобные аргументы лишены всякого смысла, поскольку в самом законопроекте написано предельно четко: попавшие под амнистию не могут подвергаться преследованиям со стороны никаких государственных структур относительно источников полученных доходов, а значит, приводить аргументы в подобной ситуации – полная бессмыслица.

Свободная Европа: Иными словами, достаточно получить амнистию до того, как настигнет закон? Так?

Вячеслав Негруцэ: Именно это и я усматриваю. Этот законопроект, по сути, блокирует реформу системы правосудия. Два важнейших элемента есть в этой реформе юстиции: реформа прокуратуры и создание Национального агентства по неподкупности. Этот проект закона ставит крест на всей работе прокуроров и Национального агентства по неподкупности на какое-то время вперед. Так что вполне обоснованно можно говорить, что в продвижении и внедрении закона просматривается ряд реальных угроз.

Один из разработчиков проекта сказал, что подобные амнистии были и будут. Вот в этом вся проблема. Такой подход порождает моральный соблазн, искушает многих других людей или тех же, кому это удалось однажды сделать, продолжать не платить налоги. С этой точки зрения, конечно, велик риск осложнения диалога с партнерами по развитию, которые оказали существенную помощь в реформировании правосудия. Я не исключаю, что возможны затруднения в общении с МВФ, которые вновь приведут к очередному приостановлению финансирования.

Свободная Европа: По сути, — сказал Свободной Европе один из авторов проекта, демократ Сергей Сырбу, — МВФ постоянно помогает нам находить механизмы, стимулирующие поступления в бюджет, поэтому не думаю, что фонд будет иметь что-то против. Как вы считаете, что по этому поводу может сказать МВФ, с которым у Республики Молдова подписано соглашение?

Вячеслав Негруцэ: На самом деле, этот законопроект всплыл как-то неожиданно, буквально из ниоткуда. В те дни, когда эксперты МВФ находились у нас в Молдове, об этом никто даже не заикнулся, а после их отъезда совершенно случайно наткнулись на этот проект – десять дней спустя после его официальной регистрации! Это ли не убедительный аргумент о том, что информация замалчивалась – заведомо с целью уклониться от диалога с фондом тет-а-тет.

Цель более чем ясна: хотели принять закон исподтишка, и затем поставить МВФ перед свершившимся фактом. Я уверен, что у МВФ будет что сказать официальному Кишиневу, в частности, министерству финансов. Потому что есть несколько важных вещей, и не только по линии Международного валютного фонда, речь и о бюджетной поддержке, обещанной Европейским союзом в контексте реформы юстиции. Это тревожно.

Что касается авторов, бросается в глаза несоответствие между тем, что говорит г-н Сырбу о референтных сроках этой налоговой задолженности, созданной искусственным образом, и тем, что написано в проекте. Это наводит на мысль, что и сам Сырбу, несмотря на то, что его подпись стоит под проектом, не является его разработчиком. Проект четко гласит: референтный срок – 21 декабря 2016 года, амнистии подлежат недоимки и штрафы, образовавшиеся к этому числу. А он называет другую дату.

Свободная Европа: Вопрос относительно 2% от декларируемой суммы… Если у тебя есть какое-то имущество, и ты хочешь его легализовать, заплати государству 2% от его стоимости – и все? Если бы этот взнос составлял хотя бы 18%, эквивалент налога на доход, эта инициатива представлялась бы более приемлемой?

Вячеслав Негруцэ: Руководствуясь законом, элементарной порядочностью и принципами налогообложения, все обладатели налогооблагаемого имущества вносят определенный взнос, установленный налоговым законодательством. Закон гласит: если доказано, что гражданин скрыл какое-то имущество, косвенные методы допускали в таких ситуациях штрафное взыскание в размере 100%. А когда заходит речь о 2%, это воспринимается как издевка по отношению ко всем остальным гражданам, дисциплинированным налогоплательщикам. А чисты перед законом 90% физических лиц, им нечего скрывать, потому что все, что у них есть – собственность, имущество, доходы – нажито честным путем.

Этот закон, можно не сомневаться, подготовлен для определенной группы граждан, которые надеются с его помощью легализовать имущество, бизнес, который находится в офшорах или где-то еще, переместить его в Молдову и спрятать концы в воду, прикрываясь амнистией. До тех пор, пока расследование банковского скандала не завершено, как в самой стране, так и за ее пределами, категорически противопоказано любой власти применять подобные амнистии, тем более – нынешней власти, над которой витают серьезные подозрения в причастности к этому мошенничеству в банковской системе!

Недавние публикации

Выбор SUV шин 215/65 R16 с учетом условий использования

Подбор покрышек для кроссовера является решающим фактором, влияющим на производительность и долговечность автомобиля. Размер 215/65 R16 часто рекомендуется для...

Мужская уходовая косметика: особенности выбора продуктов и ухода за кожей

Когда дело касается ухода за кожей, важно подобрать подходящие продукты и разработать эффективный ежедневный ритуал. В специализированных салонах и...

Финансовое образование для путешественников: как управлять своими финансами в путешествии

Каждое путешествие - это уникальное приключение, полное открытий и незабываемых впечатлений от общения с близкими людьми. Однако все мы...

Рынок недвижимости в Шымкенте: анализ и перспективы

Ушедший год продемонстрировал корреляцию спроса с государственными инициативами. Спад сделок купли-продажи составил около 25%, по данным ОАРК. В основном...

Не пропустите

Выбор SUV шин 215/65 R16 с учетом условий использования

Подбор покрышек для кроссовера является решающим фактором, влияющим на...

Мужская уходовая косметика: особенности выбора продуктов и ухода за кожей

Когда дело касается ухода за кожей, важно подобрать подходящие...

Вам может понравиться