Молдавские власти выполнили только 55% запланированных в «дорожной карте» реформ. 5 июля ее подписали спикер Андриан Канду и премьер-министр Павел Филипом. Независимый аналитический центр Expert-Grup, Ассоциация за демократию через участие (ADEPT) и Центр юридических ресурсов при поддержке американского агентства по международному развитию (USAID) проанализировали, как парламент и правительство с июля по декабрь 2017 года реализовали план реформ.
Эксперты подсчитали, что из 51 запланированной меры реализовано только 28. При этом 22 из них по разным причинам так и не довели до конца: от несоблюдения принципа прозрачности до недостаточной подготовки законодательной базы. Кроме того, отмечают организации, зачастую власти не успевали вовремя, так как с самого начала не установили более реалистичные сроки реализации реформ.
Тем не менее, по мнению экспертов, наибольшего успеха власти добились в финансово-банковском секторе. А самые скромные достижения — в области правосудия и борьбы с коррупцией, где девять из 10 запланированных мер так и не реализованы до конца.
Специалисты также отметили, что не стоит использовать «дорожные карты» для планирования и реализации реформ. По их мнению, они не эффективны, так как не содержат показателей успешности процесса и не предполагают выделение финансов в случае успеха. «В „дорожные карты“ в основном включают краткосрочные планы, не согласованные заранее с долгосрочной стратегией развития страны, что может помешать ее реализации. Государственным органам рекомендуется отказаться от „дорожных карт“ и планомерно реализовывать реформы и взятые перед международными партнерами обязательства», — заключают эксперты
Напомним, что «дорожную карту» на второе полугодие 2017 года власти приняли для ускорения сближения с ЕС. «Карта» предусматривала реформы в банковском секторе, улучшение бизнес-климата, борьбу с коррупцией и т.д. «Дорожная карта» предполала утверждение реформы правительства, внесение изменений в Гражданский, Трудовой и Аудиовизуальный кодексы, создание Национального центра по неподкупности и Центра по защите персональных данных. А также разработку нескольких стратегических документов — в частности, стратегии по развитию масс-медиа, гражданского общества и по борьбе с коррупцией.