НовостиСхема ДПМ: «кража века» – амнистия капитала - приобретение...

Схема ДПМ: «кража века» – амнистия капитала – приобретение «Moldtelecom» и электросетей

Рано или поздно наступит момент, когда и в Молдове, и за ее пределами не окажется тех, кто бы сомневался, что за пресловутой «кражей века» стоит именно нынешний режим, возглавляемый ДПМ. И нужно сказать, что власть делает все для того, чтобы этот момент наступил как можно раньше.

ДПМ и «кража века»

Граждане Молдовы два года терпеливо ждали, что злоумышленники будут разоблачены и схвачены, а выведенные из нацбанка валютные резервы будут найдены и возвращены. Но «кражу века» организовала сама власть. Именно она передала в собственность частному лицу «Banca deEconomii», хладнокровно наблюдала, как финансы уходят в офшоры, направила в «черную» банковскую дыру миллиард евро из НБМ, а в конце операции, 25 декабря 2014 года, голосом управляющего НБМ Дорина Дрэгуцану с поддельным удивлением  объявила о грандиозной афере.

Поначалу было не совсем ясно, какая именно политическая сила руководила комбинацией по выводу валютных резервов через банки группы «ВЕМ». Ведь страной управляла коалиция, а главные решения принимали ДПМ и ЛДПМ. И вот теперь власть сама представляет новые косвенные свидетельства собственной причастности к делу.

Амнистия для тех, кто грабил государство

В декабре 2016 года законодатели, руководимые ДПМ, приняли в первом чтении закон о либерализации капитала и налоговом стимулировании.

По словам Андриана Канду, цель – либерализация капитала и вывод его из тени. Если упростить – то всем кто, избегал налогов, совершал экономические и финансовые преступления, предлагается легализовать капиталы, добытые преступным путем. Цена амнистии – всего 2 процента. Уплатив смехотворную часть упрятанного,  неофициальный преступник получает возможность предстать в виде честного члена общества.

Экономический эксперт Георге Костандаки так объяснил суть законопроекта, проталкиваемого ДПМ: «Этот закон служит тем, кто накопил богатство, деньги, имущество и капитал незаконным путем – тем, кто грабил государство, скупая по дешевке госсобственность, тем, кто похитил миллиарды из госбюджета путем фальсификации государственных закупок. Это нынешние и бывшие министры, законодатели и другие государственные чиновники: прокуроры, судьи, полицейские … Они все хотят легализовать свои богатства, нажитые незаконными, преступными путями».

Против закона, принятого парламентом с молниеносной быстротой, выступили даже международные финансовые организации.

«Кража века», финансовые карусели и молдавский лох

По мнению бывшего министра финансов Вячеслава Негруцы, из-за того, что международное расследование все ближе подступает к истинным бенефициарам кражи, «дальнейшее нахождение похищенных денег за рубежом влечет риск блокирования, приостановки и ареста средств  этих бенефициаров». Эксперт считает, что «до тех пор, пока внутренние и внешние расследования в случае банковских хищений не будут завершены, любая попытка легализовать беззакония через законы и правительственные постановления … будет указанием прямой связи с банковским мошенничеством, с разумным подозрением, что проводники подобных инициатив являются прямыми или косвенными бенефициарами совершенных до сих пор мошенничеств».

Возможно, что эксперт несколько преувеличил угрозу «международного расследования»?

Давайте вспомним, кто обнародовал первый доклад компании Kroll?

Канду. А о чем предупреждали следователи из США? Ни в коем случае информацию не публиковать, чтобы не навредить делу. По существу обнародованием доклада спикер предупредил всех, кто стал объектом расследования. С другой стороны, когда сотрудникиKroll подобрались к истинным бенефициарам кражи, им стало ясно, какую именно цель перед ними ставят. Прошло уже столько времени, что любой аферист способен надежно спрятать концы в воду. За два года оффшорные финансовые карусели прокрутились столько раз, что в успешный  возврат средств может поверить только лох.

Страх разоблачений

Но существуют другие, совершенно реальные угрозы, которые заставили режим действовать в спешке и проталкивать законодательство по амнистии незаконных капиталов.

Вспомним о «Панамском досье», когда произошла утечка огромного количества документов из офшоров. В них упоминается множество нынешних и бывших мировых лидеров, высокопоставленных чиновников и известных людей.

«Панамагейт» – это только предвестник цунами разоблачений, которые могут последовать в любой момент, и не исключено, что они коснутся, в том числе, молдавских бизнесменов от власти.

Скандал с фондом Клинтонов и разоблачения самого высокого уровня – кандидата в президенты США и Демпартии – показывают, что ни у кого нет иммунитета от киберутечек.

Например, недавно стало известно, что посол США в Молдове Джеймс Петтит и помощник госсекретаря Виктория Нуланд значатся в документах американской лоббисткой компании, продвигавшей за крупные деньги положительный имидж экс-премьера Филата, осужденного за коррупцию.

Молдавские власти поняли, что из-за высокой хакерской активности  вся «финансовая грязь» в любую минуту может стать известной, поэтому капиталы и средства лучше всего ввести в официальный оборот там, где контролируешь ситуацию.

Держать  «большие деньги» за рубежом становится опасно

Другой серьезной угрозой является нестабильность мировой финансовой системы и риски, которые возникают один за другим у крупнейших мировых финансовых институтов.

Давно сообщают о серьезных проблемах в итальянских банках. Прогорел даже самый старый банк страны, выдав невозвратных кредитов на 8 миллиарды евро. В свое время наделал немало шума банковский кризис на Кипре. Попал в опасную зону и гигант Deutsche Bank. Из-за финансовых махинаций власти США выставили ему иск в 14 миллиардов долларов. Таких ресурсов у Deutsche Bank нет, и может возникнуть эффект домино.

Словом, счета с многочисленными нолями в крупных зарубежных банках сегодня не являются гарантией финансовой стабильности. Деньги, «нажитые непосильным трудом», могут улететь в трубу, и нужно думать о более надежных – материальных – активах.

Кроме того, привлечение крупных сумм, в свое время выведенных из банковского сектора, теневой экономики и в результате грязных коррупционных схем могут повысить экономическую активность внутри страны, будут выглядеть инвестициями, станут «достижением» властей.

Вот почему возникла необходимость в срочной налоговой амнистии. И смехотворный процент указывает на то, что власти заботятся о собственных капиталах. Если бы чиновники думали о других, сторонних бизнесменах, то ставка уплаты налога была бы не 2, а 22 процента – ну или 15.

Курицы, несущие золотые яйца

Однако легализация криминального капитала на родине для режима вовсе не было самоцелью.

Сразу, после того как  «закон о 2 процентах» был принят в первом чтении, одно из первых лиц в ДПМ, вице-премьер Октавиан Калмык заговорил о приватизации лакомых кусков: Moldtelecom, распределительных сетей Red-Nord и Red Nord Vest, ком­па­нии Air-Moldova и комбината Tutun-CTC.

Что их объединяет? Они –  те самые курицы, которые несут золотые яйца.

Совсем не случайно процесс приватизации актуализировали и синхронизировали  с законом об амнистии капитала. Как только парламент принял решение по одному вопросу, заговорили и о другом.

О том, что северные распределительные сети готовят к приватизации, эксперты (например, экс-директор НАРЭ Виктор Парликов) предупреждали еще в 2015 году. У «Red Nord» и «Red  Nord-Vest» возникли долги, предприятия заявили, что самостоятельно они их погасить не смогут.

Это классическая схема занижения цены активов. То же самое делалось, когда в 1997-м приватизировали центральные и южные сети. Тогда «Union Fenosa» приобрела активы всего за 21,1 миллиона долларов при их остаточной стоимости 102,4 миллиона. Счетная палата установила, что в реальности сети на рынке по состоянию на 01.09.97 стоили в 15 раз дороже.

«Чудо» приватизации

После приватизации, как по мановению волшебной палочки, деятельность распределительных сетей из убыточных превратилась в сверхприбыльную. «Gas Natural Fenosa» по оборотам сегодня – одна из крупнейших в Молдове. Чистые продажи колеблются в объеме 230 – 240 миллионов евро. В 2014-м, когда компания требовала роста тарифов и аргументировала свое требование девальвацией лея,  прибыль до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам составила 37 миллионов евро. Операционная прибыль сложилась в сумме 31 миллиона.

Нет сомнения, что та же судьба постигнет «Red Nord» и «Red  Nord-Vest».

Жадные ручонки тянутся к «Moldtelecom»

Какие деньги можно «поднимать» с помощью «Moldtelecom» – показывает история с предоставлением услуг на звонки в Молдову из-за границы. СМИ рассказали, что в 2012 году компания «Switchover AG» выиграла тендер на аутсорсинг международного трафика, объявленный «Moldtelecom», и стала эксклюзивным аутсорсером по терминации фиксированной связи в Молдове и мобильной связи «Unite».

По данным самой компании, ежегодно через ее оборудование проходит 1,5 миллиарда минут голосового трафика, а объем продаж, например, в 2014 году составил 93 миллиона долларов.

Эксперты говорят, что «Switchover AG» работает в основном на молдавском телекоммуникационном рынке, то есть через «Moldtelecom».

Понятно, каким вожделенным приобретением является «Moldtelecom», к чьим активам уже давно тянутся жадные ручонки.

Почему госактивы под руководством ДПМ обесцениваются

Уточняя ситуацию с приватизацией, вице-премьер Октавиан Калмык сообщил: «Есть много сек­то­ров эко­но­ми­ки, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ют спад, и в 2017-м мы пред­ло­жим при­ва­ти­зи­ро­вать ак­ти­вы, в том числе те, что уже вы­став­ля­лись на при­ва­ти­за­цию. Со­глас­но за­ко­ну, цена на них будет сни­же­на на 5 процентов».

За эффективность работы госпредприятий в правительстве отвечает  минэкономики. Все годы правления АЕИ им руководили представители ДПМ – Валерий Лазэр, Андриан Канду, сейчас  – Октавиан Калмык. Под их неусыпным наблюдением госпредприятия становятся все менее и менее прибыльными, влезают в долги, теряют стоимость.

Калмык с большим разочарованием описывает ситуацию в «Air Moldova»: за по­след­ние три года компания «зна­чи­тель­но ухуд­ши­ла свои фи­нан­со­вые по­ка­за­те­ли…там про­ис­хо­дит де­ка­пи­та­ли­за­ция пред­при­я­тия»; пы­та­лись про­ве­сти оцен­ку ак­ти­вов в 2016 году, но безуспеш­но.

Конечно же, «лучший» выход – это приватизация. И предприятия возродятся из пепла как птица Феникс. Данный фокус мы уже наблюдали на примере аферы с участием «Union Fenosa».

Сбор улик против самих себя

Трудно поверить, что закон об амнистии капиталов под смешные 2 процента и будущая приватизация лакомых кусков госсобственности никак не связаны. Но еще труднее представить, что между приобретением ценных госактивов, легализацией спрятанных за рубежом финансов и «кражей века» нет никакой связи. Потому что за всеми этими действиями стоят одни и те же силы, одни и те же люди.

Их очень легко идентифицировать, потому что именно они и управляют сегодня Молдовой. После ареста Влада Филата и других бизнес-оппонентов все действия этих людей автоматически превращаются в сбор улик против самих себя.

Сергей ТКАЧ

Latest news

Must read

Rolete și porți secționale: specificul pieței din Moldova

Lumea modernă, inclusiv a noastră – din spațiul moldovenesc,...

Omtek: Oferim calitate, fiabilitate și maxime posibilități

O casă nu prea mare, cu doua etaje, situata...

You might also likeRELATED
Recommended to you