«Открытие офиса НАТО — инструмент усиления эффективности его проектов»

На прошлой неделе в штаб-квратире НАТО в Брюсселе премьер-министр РМ Павел Филип и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подписали Соглашение об открытии в Кишиневе Бюро НАТО по связям с Молдовой.

Правительство тут же одобрило решение и направило законопроект в парламент на ратификацию. Против открытия Бюро НАТО выступили оппозиционные партии социалистов и коммунистов, а также избранный президент Игорь Додон. В интервью о целях и задачах офиса НАТО рассуждает бывший министр обороны, председатель ЛДПМ Виорел ЧИБОТАРУ.

«И.»: Можно ли утверждать, что неоднократные обращения властей Молдовы к руководству НАТО за поддержкой вызваны региональным контекстом, а также попытками нового наполнения взаимоотношений?

В.Ч.: Несомненно. И здесь не последнюю роль сыграл пример наших партнеров по европейской интеграции: Украины и Грузии. И Киев, и Тбилиси давно и значительно более широко сотрудничают с НАТО, имея, к слову, офисы альянса в своих столицах.

Это была попытка диверсификации отношений с РМ, предпринятая после саммита НАТО в Уэльсе два года назад. На нем Молдове было предложено две инициативы. Первая — укрепление потенциала обороны (Defence Capacity Building Initiative — DCBI). Эта инициатива предусматривает помощь со стороны НАТО для анализа текущей обороноспособности РМ и определения областей, которые надлежит развивать. И вторая — «Межоперационная платформа», что является ответом РМ на современные вызовы времени.

«И.»: Как давно в Молдове родилась идея открытия офиса НАТО?

В.Ч.: Мы давно наблюдали за деятельностью аналогичных структур в Киеве и Тбилиси, резюмируя их эффективность. К примеру, в столице Украины в штате офиса НАТО работают 16 высококвалифицированных специалистов разного профиля. Но у соседней стране гораздо шире партнерство с альянсом. И работают они по множеству направлений, начиная от научных изысканий (программа «Нация и наука» — «И.») — до проектов гуманитарного характера.

Второй момент. Воинские контингенты Украины и Грузии много больше вовлечены в операции по поддержанию мира, проводимые, как под эгидой НАТО, ООН, так и других международных сообществ. Так, украинские солдаты и офицеры действуют в Афганистане и в «горячих точках» стран Африки. А у нас, напомню, лишь третий год один контингент в Косово выполняет миротворческую задачу. Надо понимать, что участие в подобных операциях, поднимает престиж и значимость стран-участниц, как в глазах их партнеров, так и мирового общественного мнения.

Если четко обозначить статус офисов НАТО в странах-партнерах, то это рабочие органы альянса в тех государствах, с которыми он сотрудничает. Они имеют статус дипломатических представительств.

«И.»: Можно ли сказать, что путь РМ к открытию офиса НАТО был быстрым и альянс тотчас отреагировал на просьбу Кишинева?

В.Ч.: Вовсе нет. НАТО внимательно наблюдал за ходом внутренних процессов в РМ в последние годы. Они не торопились, делая свои выводы. На каком-то этапе даже подумывали отказаться от открытия. Но в марте 2015 г., когда я был в Брюсселе в качестве министра обороны, наше мнение (правительства РМ — «И.») я подтвердил лично. То же самое сделал и тогдашний премьер-министр Кирилл Габурич во время официального визита в штаб-квартиру НАТО.

Потом было заявление верховного главнокомандующего вооруженными силами РМ, президента Николае Тимофти. Получается, как минимум, трижды официальный Кишинев устами своих представителей озвучил просьбу об открытии офиса НАТО.

«И.»: Как вы полагаете, за какие именно проекты могли бы с ходу взяться эксперты НАТО?

В.Ч.: Нужно посмотреть, сколько сотрудников будет в офисе. Один, два, 10. Это важно. Будут ли специалисты из стран-членов НАТО или стран-партнеров альянса. Даже по таким косвенным признакам о многом можно судить. Мне было немного смешно слышать рассуждения премьер-министра Павла Филипа о том, как мы будем сотрудничать с НАТО, что это, мол, не дружба против кого-то и прочее. Надо не забывать, что НАТО — это, прежде всего, военно-политическая организация.

«И.»: Как вы оцениваете осуждение избранным президентом РМ Игорем Додоном открытие офиса?

В. Ч.: Не хочу вступать в полемику — ненужную и бессмысленную. Он мог бы делать такие заявления, когда был просто лидером ПСРМ, но сейчас он — избранный президент, формально представляющий всех граждан РМ. В чем я согласен из всего набора его высказываний, так это с тем, что на территории РМ не должно быть воинских контингентов ни одного из иностранных государств. И прежде всего — России. Именно Москва поддерживает через своих военных сепаратистов в Тирасполе.

Недавние публикации

Топ-5 трендов в макияже 2025 года: что нового предлагают бренды

Мир бьюти-индустрии не стоит на месте — с каждым годом появляются новые тенденции, инновационные текстуры и неожиданные цветовые решения....

Când mobilitatea devine prioritate, RENTO este răspunsul

Într-o capitală aglomerată, cu un ritm de viață alert și agende mereu încărcate, timpul este o resursă neprețuită. A...

Cinci situații în care doar un buchet de trandafiri te poate salva

Viața este imprevizibilă. Poate că nu ai avut timp pentru aniversare, ai încurcat ziua de naștere sau te-ai trezit...

Как выбрать автозапчасти: советы эксперта

Подбор автозапчастей — задача, от которой зависит надежность работы автомобиля. На рынке представлены как оригинальные запчасти, так и их аналоги. Неправильный выбор может привести к...

Не пропустите

Как заказать товары с Amazon с доставкой в Молдову с помощью сервиса NP shopping

Amazon — это один из крупнейших интернет-магазинов в мире,...

Consist Capital отзывы: можно ли доверять брокеру?

Инвесторы, которые вкладывают деньги в финансовые рынки, находятся в...

Вам может понравиться